quote Мучительности нашего существования немало способствует и то обстоятельство,
что нас постоянно гнетет время, не дает нам перевести дух и стоит
за каждым, как истязатель с бичом. Оно только того
оставляет в покое, кого передало скуке
Артур Шопенгауэр

Причины сомнения и "нездоровое сомнение"

Одной из важнейших причин возникновения сомнения является психологический феномен, называемый когнитивным диссонансом, который имеет место, когда человек сталкивается с противоречивой информацией о чем-то или о ком-то - будь это его собственные убеждения, мнения окружающих или какие-то слухи, указания. Если эти информационные потоки несогласованы между собой, то следствием их несоответствия будет внутренний конфликт, проявляющийся тревогой сомнения - переживаниями, сопровождающими нередко "разрушение" основ мировосприятия человека.

Вполне осознанным отверганием истинности того или иного суждения, заявления или убеждения, той или иной трактовки РЕАЛЬНОСТИ является скептицизм, который может быть, в частности, отражением личностной особенности человека. Человек просто не склонен что-то принимать на веру. При этом скептицизм может доходить порой до исключения самой возможности ПОСТИЖЕНИЯ не только ИСТИНЫ, но и даже более или менее объективного постижения отдельных ее аспектов.

Другой разновидностью скептицизма может стать навязчивое стремление докопаться до истины, разрушая и отвергая при этом уже существующие знания в данной области, мнения других людей или даже свои собственные убеждения, которые его не удовлетворяют.

Еще один аспект скептицизма заключается в НАМЕРЕННОМ низвержении авторитетов и утверждаемых ими ДОГМ, в протесте против ПРАВИЛ и РАМОК. В зависимости от МОТИВОВ подобные сомнения могут отражать стремление к познанию мира и себя в нем, к постижению истины, здоровый протест против ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ со стороны НЕСПРАВЕДЛИВЫХ авторитетов, но могут быть также одной из форм проявления ГОРДЫНИ или неприятия СУДЬБЫ, что рано или поздно проявляет свою деструктивность по отношению к ПОДЛИННОМУ Я человека.

***

Можно утверждать, что воинствующий скепсис, являющийся нездоровым сомнением, уводит человека от духовных поисков, то есть от стремления ПОСТИГАТЬ мир и себя, чтобы расти, чтобы идти по пути СТАНОВЛЕНИЯ, не только не теряя веры в БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ, но и утверждая их, не теряя веры в свою ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за свою собственную СУДЬБУ, не переставая реализовывать СМЫСЛЫ своего бытия. "Человек обманывает себя, думая, что его сомнение и возражение против веры интеллектуально познавательны", утверждает Николай Бердяев:

"Человек живёт и держится ВЕРОЙ (не в догматическом смысле). Вера и УБЕЖДЕНИЕ выражают синтез душевной жизни, достигнутый ею целостный образ, образование личности. Только синтезирующий акт духа не допускает преврашения мира в кошмарное сновидение. Сомнение и длящися скепсис означают распад этого синтеза, собранности личности. Окончательное воцарение сомнения превращает жизнь в сновидение. Скепсис есть ослабление человека и смерть".

Бердяев подчеркивает, что "скепсис не ищет по-настоящему, не находится в движении; пределы скептика и ДОГМАТИКА сходятся в бездвижности, в замирании творческой жизни". Причиной этого Бердяев видит в том, что сомнение имеет эмоциональную и ВОЛЕВУЮ составляющие. Поэтому "скепсис застывший и длящийся, который не есть момент духовного пути и диалектического процесса мысли, означает неспособность к волевому избранию".

Пауль Тиллих подчеркивает, что, хотя в обществе и происходят обэктивные процессы, негатитвно сказывающиеся на духовности человека, все же угроза духовному центру человека (который, по мнению Тиллиха, представляет собой источник всех СМЫСЛОВ человека) исходит не извне:

"Именно сомнение подрывает и опустошает духовный центр человека. Человек стремится обладать истиной, но она ускользает. Ценности, на которые человек опирался, под огнём сомнения становятся относительными и, в конце концов, поражхенные сомнением, перестают служить человеку. В результате способность находить смысл ослабевает – и зарождается ОТЧАЯНИЕ. Чем меньше остаётся истин, убеждений, ценноцтей, не затронутых сомнением, тем сильнее отчаяние.

В конце концов сомнение возобладает, и отчаяние становится абсолютным. Это экзистенциальное отчаяние означает отсутствие НАДЕЖДЫ. Это «пограничная» ситуация; человек не способен продвинуться по ту сторону отчаяния: движение в будущее невозможно...

Человек, лишённый смысла в себе, а потому не способный найти смысл в своём мире, не способен установить экзистенциальную связь с самим собой и своим миром. Ничто из происходящего с ним не обладает для него реальностью и смыслом. Всё – ненастоящее".

Серен Кьеркегор также отмечает, что "предельное сомнение – это «сомнение бытием». Человек, дух которого заключен в оковы внешнего (то есть не ориентирующегося на уже упоминавшийся нами духовный центр своей собственной личности), который привязан ко всему земному, к миру объектов, рискует потерять опору в своем мире, и себя самого, если сомнению подвернаются эти внешние основы. Человек "может утолить это сомнение разрушением всего окружающего; только таким радикальным способом он надеется доказать самому себе реальность своего существования".

Карен Хорни отмечает, что сомнения могут быть проявлением УЯЗВЛЕННОЙ ГОРДЫНИ, при которой человек начинает ненавидеть свое ПОДЛИННОЕ Я, не отвечающее тем высоким стандартам, которые устанавливает его ИДЕАЛЬНОЕ Я:

„Сомнения в себе могут быть результатом внутренних конфликтов и проявляться в бесконечных и бесплодных внутренних диалогах, в которых человек пытается защититься от собственных обвинений; они могут быть выражением ненависти к себе, чья цель – подорвать почву под ногами человека; они могут быть самым главным мучением“.

Это не здоровое сомнение в своих способностях или в возможности реализовать то или иное решение. Это тотальное сомнение в способности собственной личности, в праве человека быть САМИМ СОБОЙ.