quote Тревога представляет реалии свободы как сочетание потенциальных
возможностей до того, как эта свобода будет материализована
Серен Кьеркегор

Гордыня, реальное (наличное) Я и обладание

Я могу себе представить, что после прочтения предыдущих материалов у вас сложилось впечатление о гордыне как о неком искусственном процессе, при котором человек, забывая обо всем на свете, кидается на воплощение некоего идеального и недостижимого образа самого себя. И правда, мы немало говорили о том, что гордыня является служением человека своему ИДЕАЛЬНОМУ Я. Это все так, однако это не означает, что человек не может гордиться тем, что относится к его РЕАЛЬНОМУ (или НАЛИЧНОМУ) Я, к тому Я, которое человек считает самим собой в настоящий момент времени.

По словам Карен Хорни, „НАЛИЧНОЕ Я – это все, что человек представляет собой в настоящий момент: его тело и душу, здоровье и невротизм. Мы имеем в виду именно его, когда говорим, что хотим "познать себя"; то есть, хотим узнать себя такими, каковы мы есть“.

Все мы действуем в обычном реальном мире, опираясь на свои собственные (реальные, а не выдуманные) способности и задатки. То есть даже при самой что ни на есть фантастичности и иллюзорности целей, которые ставит перед собой гордец, действует он во вполне объективной реальности (как внешней – окружающей человека реальности, так и внутренней – реальности его психических и физических свойств).

Гордец приписывает себе в исключительную заслугу то, чем он "ОБЛАДАЕТ". Это могут быть как его личные свойства (ум, красота, хитрость, выносливость, чувство юмора и т. д.), так и то, чего он добился своими собственными руками, его собственные достижения.

Талантливый человек, можно сказать, кровью и потом создает бессмертные творения – будь то в науке или в искусстве, да и просто в каждодневности своей. Для человека, проживающего в МОДУСЕ БЫТИЯ, именно процесс творчества, создавая новые ЦЕННОСТИ, дает СМЫСЛ как жизни человека в целом, так и каждому ее мгновению. Когда же СЛАВА и почести становятся для человека самоценными, то это уже будет проявлением его гордыни.

Чаще же к своим достижениям человек относит то, что в его окружении и культуре принято считать успехом. СТРЕМЛЕНИЕ К УСПЕХУ (этот СУРРОГАТ СМЫСЛА), по сути, является проявлением гордыни, отражая стремление человека к превосходству, к его желанию во что бы то ни стало догнать и перегнать других людей, стремящихся к тому же самому.

Итак, что бы человек ни достиг реально, какие бы объективные свойства и задатки ни отличали его, гордыня всегда проявит себя в сверхценности, которую человек приписывает всем этим вещам. Именно сверхценность того, чем человек обладает, и делает его самого сверхценным в собственных глазах, то есть исключительным.

Нигде так остро и ярко не проявляет себя стремление к обладанию, как в гордости тем, что как бы принадлежит человеку безраздельно и что „делает“ его выше, лучше, сильнее других людей. Тщеславный человек гордится тем, что он обладает чем бы то ни было, благодаря чему он становится исключением из правил, любимцем СУДЬБЫ и провидения. Пусть даже на данном этапе эта „избранность“ пока и не проявляет себя явно, - в глубине души своей гордец уверен в своей исключительности (см. УБЕЖДЕНИЯ).

Вот именно на этом этапе уже включается ФАНТАЗИЯ, превращающая НАЛИЧНОЕ Я человека в простое орудие для достижения целей, которые ставит ему его ИДЕАЛЬНОЕ Я. Опираясь на свои реальные способности и возможности, человек устремляется к недостижимому. Добиваясь многих реальных успехов на этом пути, человек, по сути, не действует, а лишь совершает потуги в направление нереального, то есть своих личных УТОПИЙ (которые, если речь идет о сильном политике, могут стать утопиями национальными или даже глобальными).

 

.
Изобразительный креатив

По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?

Литературный креатив

По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?