quote Тревога представляет реалии свободы как сочетание потенциальных
возможностей до того, как эта свобода будет материализована
Серен Кьеркегор

Соотношение тревоги уязвленной гордости и других видов тревоги

ТРЕВОГА УЯЗВЛЕННОЙ ГОРДОСТИ И ТРЕВОГА СОМНЕНИЯ

Каждому человеку свойственно СОМНЕНИЕ в себе, в своих силах и возможностях. Такое сомнение позволяет взглянуть на себя и свои планы более честно и оценить альтернативы, возможность изменения стратегий достижения целей или, если надо, скорригировать или даже изменить сами цели. Такой подход помогает человеку расти и совершенствовать свое искусство жить.

У гордеца же уверенность в своих силах и возможностях базируется на вере в свое всемогущество, о котором ему постоянно заявляет его гордыня. Но рано или поздно к гордецу подкрадывается сомнение в этом основополагающем его „свойстве“. Это „открытие“ сопровождается очень мучительными переживаниями, в том числе – ОТЧАЯНИЕМ и чувством БЕЗНАДЕЖНОСТИ.

Гордец начинает себя презирать и ненавидеть: ведь он не смог добиться того успеха, который ему „гарантировала“ гордыня. Или же человек начинает жалеть себя – как ЖЕРТВУ некой вопиющей НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ, которая не дает его всемогуществу развернуться в полную силу. Эта жалость неконструктивна, как неконструктивны и презрение и ненависть к себе, - поскольку эти чувства отвлекают человека от здорового и объективного осознания своей РЕАЛЬНОСТИ и осознания ПОДЛИННОГО СЕБЯ.

По словам Карен Хорни, „только когда ослабевает безнадежность и сила презрения к себе, неконструктивная жалость к себе может превратиться в конструктивное сочувствие к себе. И оно, действительно, – шаг вперед величайшего значения для любого, стиснутого ненавистью к себе. Оно приходит вместе с первым ощущением ПОДЛИННОГО СЕБЯ и желанием внутреннего спасения“.

ТРЕВОГА СОМНЕНИЯ, в отличие от тревоги уязвленной гордости, касается, в основном, интеллектуального фундаментального решения, то есть УБЕЖДЕНИЙ человека, его ВЕРЫ, его ПОНИМАНИЯ себя и мира. Ясно, что и при тревоге уязвленной гордости человеку свойственно сомневаться, то есть под сомнение ставятся, в частности, его убеждения в собственном всемогуществе. Однако важно различать эти два вида тревоги и уметь разглядеть ГОРДЫНЮ, которая делает сомнения человека в собственной „особости“ столь мучительными. Потому что, не заметив гордыню, далеко не продвинуться по пути своего восхождения. 

ТРЕВОГА ГОРДОСТИ И ТРЕВОГА НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ

Гордец считает абсолютно неприемлемым для себя тот факт, что с ним происходит нечто, весьма расходяшееся с „обещаниями“, которые щедро раздает ему его гордыня. Он „должен“ быть особым, у него все „должно“ получаться (желательно легко и сразу). Столкновение с реальностью приводит к тому, что эти „обещания“ и требования гордыни оказываются невыполнимыми. Осознание этого может приводить человека в ярость, поскольку человек чувствует досаду от нарушения ожидаемого им хода вещей. 

То есть человек воспринимает подобные ситуации как вопиюще НЕСПРАВЕДЛИВЫЕ. Поэтому, как мы уже не раз говорили, тревога уязвленной гордости нередко напоминает ТРЕВОГУ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ. Однако следует отличать одну тревогу от другой. Ведь тревога несправедливости касается столкновение человека и СУДьБЫ (будь это обстоятельства или другие люди). 

Тревога несправедливости основана на наивной (коренящейся в первичном НАРЦИССИЗМЕ) убежденности человека в том, что с ним, в принципе, не должно произойти ничего плохого, что его желания должны исполняться, что его представлений о мире как добром и ласковом, должны быть воплощены в действительность. То есть, происходит столкновение наивных представлений человека о мире с РЕАЛьНОСТьЮ. В этом случае осознание СВОЙСТВ БЫТИЯ и будет уже хорошим помощником человеку в его РОСТЕ, в его лучшем понимании мира и себя в нем.

В случае тревоги уязвленной гордости в качестве несправедливости будет восприниматься именно несостоятельность требований гордыни и столкновение ИДЕАЛьНОГО Я человека с его ПОДЛИННЫМ Я. Это, конечно, не есть несправедливость – это есть предоставляемая человеку возможность СТАТЬ САМИМ СОБОЙ.

ТРЕВОГА УЯЗВЛЕННОЙ ГОРДОСТИ И ТРЕВОГА ПОТЕРИ КОНТРОЛЯ

Эти два вида тревоги тоже следует отличать один от другого. ТРЕВОГА ПОТЕРИ КОНТРОЛЯ касается, главным образом, ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ человека – то есть (да простится мне тавтология) его способности держать под своим КОНТРОЛЕМ то, что он в состоянии держать под контролем. Реалистичная оценка ситуации и самого себя дают человеку возможность “подрасти” в своем развитии и СТАНОВЛЕНИИ до того, чтобы принять на вооружение знаменитую формулу: “иметь силы менять, то что можно изменить, иметь мужество принимать то, что нельзя изменить, И иметь мудрость, чтобы отличать одно от другого”.

В случае гордыни, потеря контроля означает удар по “всемогуществу”, который воспринимается гордецом как личное оскорбление. Потому что контроль гордеца затрагивает не только то, что человек делает в реальном мире, но и то, что он считает реальным в своих фантазиях о себе самом (как о совершенно особенном человеке), в своих представлениях о своих исключительных и уникальных способностях. 

Удар по гордыне способен показать человеку, где лежат его реальные границы контроля. Тем самым человек может постепенно избавиться от притязаний гордыни. Однако мы, увы, сталкиваемся чаще с тем, что гордец, напротив, старается брать под контроль совершенно неконтролируемое (включая и собственные чувства), лишь бы не поверить в свое несоответствие требованиям гордыни.