Контроль на жизненном пути человека
Как мы уже говорили в разделах, посвященных защите от базальных видов тревоги, взятие на себя контроля является одним из важнейших механизмов совладания с тревогой, чем бы она ни была вызвана. Почему? Да потому что ощущение контроля над различными аспектами своей жизни дает человеку ощущение уверенности.
Я дважды сказал "ощущение". Это не тавтология и не опечатка. Я хотел лишь этим подчеркнуть, что, во-первых, полный контроль невозможен: мы лишь в определенной мере может контролировать лишь некоторые области нашей жизни(см. КОНТРОЛЬ И ИЛЛЮЗИЯ КОНТРОЛЯ). Во-вторых, уверенность в чем-то является лишь нашим подспудным (может быть даже самым важным и сильным) желанием, поэтому мы можем лишь поверить в то, что дела обстоят именно так, как мы это себе представляем. Здесь нет фатализма - просто многое в нашей жизни от нас не зависит совсем или зависит в очень малой степени. Но, повторюсь, ощущение уверенности помогает нам мужественно идти по жизни, контролируя то, что контролируемо, и продвигаясь к поставленным целям.
Здесь я хочу поговорить о том, почему и когда человек теряет ощущение контроля, либо почему он не приобретает (или приобретает в недостаточной степени) это ощущения. Начнем с последнего.
Контроль над окружающим ребенок начинает постепенно расширять с самого раннего возраста. Еще младенцем человек "умеет" и постоянно учится лучше контролировать поведение своей матери. С помощью крика и плача, позже - с помощью улыбки или другими способами он привлекает внимание матери (и других значимых людей из окружения), получая от них то, что ему требуется: тепло, пищу, чувство защищенности. В разделах о формировании САМОСТИ и о СУБСТАНЦИОНАЛЬНЫХ РЕШЕНИЯХ мы обсуждаем чувство всемогущества, свойственное этой фазе индивидуального развития человека.
С расширением своих способностей (умение переворачиваться, садиться, вставать, ходить), ребенок расширяет доступный ему мир и сферу своего контроля. Он может дотянуться до выпавшей пустышки или погремушки, позже может подползти к стулу чтобы, оперевшись на него, встать на ножки. Потом он может "похозяйничать" на мамином туалетном столике, поинтересоваться тем, что стоит в серванте. Эта исследовательская активность помогает формированию САМОСТИ ребенка, развивает его задатки и способности.
Формирование более или менее осознанного контроля над своим телом и над окружением начинается на так называемой анальной стадии. Здесь ребенок не только приучается контролировать свои физиологические отправления, но и впитывает в себя массу правил (НАДО и НЕЛЬЗЯ), учится соблюдать порядок и организовывать свою жизнь так, чтобы обретать уверенность в контроле над нею. Именно на этой фазе формируются основы характера человека. Это может быть характер исследователя и ответственного творца собственной судьбы. Но может возникнуть и НАВЯЗЧИВАЯ СТРУКТУРА ХАРАКТЕРА, при которой человек отличается стремлением к гиперконтролю, призванному оградить его от неопределенности будущего.
Если все идет нормально, если взрослые поощряют и в разумных рамках поддерживают активность ребенка, то он приобретает все больше уверенности в своих силах, все больше учится ценить себя. РАМКИ ЕГО СВОБОДЫ, которые ставят родители, помогают ребенку формировать более реалистичные ожидания в отношение и себя, и мира. Ребенок, расширяя в рамках своей ВОЛЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ сферу контроля на РЕАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, учится принимать ОТВЕТСТВЕННЫЕ решения.
Ценностные ориентиры, которые он перенимает от родителей, от общения с миром, формируют его СОВЕСТЬ, которая помогает делать ОСМЫСЛЕННЫЕ выборы и совершать поступки, не нарушающие интересы и свободы других людей. Так, контроль человека над миром и своим поведением приобретает черты морального акта (из ребенка формируется МОРАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ, действующая в соответствие с ПРИНЦИПАМИ СПРАВЕДЛИВОСТИ, творя ДОБРО на основе соответствующего НАМЕРЕНИЯ).
Так человек постепенно превращается в ответственного автора своей СУДЬБЫ.
Но возьмем теперь другой вариант. когда выпадают все или какая-то составляющая из выше упомянутых положительных влияний на ребенка его окружения.
Например, если не ставятся рамки и ограничения (в силу попустительства или безразличия), то имеется опасность, что ребенок привыкнет к вседозволенности, когда он (уже и повзрослев) может распространять на окружающих сферу своего контроля, не думая о последствиях своих (часто безответственных и несправедливых) поступков. Такие действия не только другим, но и самому человеку не на пользу: они неминуемо вызывают с обеих сторон страдания и конфликты.
Если ребенок чувствует себя нелюбимым, заброшенным, если в обстоятельствах своей жизни он ощущает НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ, если искренние проявления его ПОДЛИННОГО Я будут натыкаться на холодность или жестокость, то он будет стараться следовать указаниям своего ИДЕАЛЬНОГО Я, которое хочет "доказать" и самому человеку, и миру, что он крутой и могучий (ведь иллюзия всемогущества, свойственного первичному НАРЦИССИЗМУ, все еще сильна), чтобы другие пожалели о своем отношении к ребенку. В этом случае человек оказывается в плену своих ФАНТАЗИЙ, своего ЖЕЛАЮЩЕГО МЫШЛЕНИЯ и нередко будет стараться брать под контроль то, что не относится к сфере его РЕАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ - вплоть до того, что он полностью переносится в некую иную, свою собственную реальность. Понятно, что попытки осуществления контроля над миром будут при этом натыкаться на яростное сопротивление мира, что будет требовать немалых затрат сил и времени на его преодоление.
Но может быть и другая ситуация: когда ребенка одергивают и лишают тем самым свободно проявлять свою исследовательскую активность. Например, если мама боится за жизнь и здоровье ребенка, не хочет, чтобы он ушибся и плакал, чтобы его продуло, или же мама опасается за свою вазу, которую ребенок может разбить, пытаясь посмотреть, что это такое красивое стоит на полке. Или ребенок может попортить двери и обои, пытаясь выразить себя в художественном творчестве. Короче, причин может быть много, а исход будет один: ребенок "отучится" самостоятельно принимать решения, превратится в пассивное орудие или в игрушку своей СУДЬБЫ (выступающей сначала в лице родителей, потом учителей и воспитателей, одноклассников i обстоятельств). Так формируется позиция жертвы.
ПОЗИЦИЯ ЖЕРТВЫ
Джозеф Роттер отмечает, что люди, которые видят источник контроля над ситуацией где-то вовне (не в них самих!), зависимы как от других людей, так и от случая, от СУДЬБЫ Они не способны или отказываются брать на себя ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Они нуждаются в поддержке и руководстве, поэтому стараются расположить к себе других людей.
Такие люди отличаются низким уровнем САМООЦЕНКИ и неустойчивым самоуважением. Они не верят в собственные силы и способности, подвержены комплексу неполноценности, склонны к самообвинениям и самоуничижению. Их поведение на национальном уровне порождает, поддерживает и укрепляет патерналистские тенденции власть имущих. Вспомним советскую конституцию: „коммунистическая партия – руководящая и направляющая сила советского общества“. Власти выгодно, если народ готов "принять и одобрить" то, что власть делает.
„Избежать“ принятия решения человек может также следующими способами (часто бессознательно):
1. Делегирование решений кому-то. Для “стимулирования” этого другого подходит любой способ – промедление, провоцирование другого (своим поведением, высказываниями) принять решение.
2. Делегирование решений чему-то. Человек может „спросить“ СУДЬБУ, прибегая к гаданиям, киданию жребия (например, подбросить монетку). Если человек функционирует в рамках структур (военная, общественная или государственная организация), то он может полностью положиться на правила и предписания, на распоряжения и приказы. В любом случае человек как бы отрицает для себя тот факт, что именно он сам и никто другой не ответствен за него самого и за его поступки.
В любом из рассмотренных случаев, однако, человек не избегает ответственности. Просто он принимает решение о том, каким образом он хочет уклониться от принятия решения.
Человек нерешительный может “не видеть”, что именно он – автор своей судьбы (что бы он ни предпринимал в своей жизни). Таким людям свойственно видеть „контролирующую и управляющую инстанцию“ вне самих себя („внешний локус контроля“) и вести себя пассивно. Они заранее отказываются от самостоятельных решений, передавая бразды „внешним силам“. Так формируется так называемая „НАУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ“ (Мартин Зелигман). Мы описали ее коротко в разделе, посвященном защитам от ТРЕВОГИ СВОБОДЫ.
Казалось бы, человек должен жить спокойно и счастливо, передав другим необходимость принятия решения. Но нет. Собственная пассивность ведёт к сильно заниженной самооценке и способствует презрению к себе. Кроме того, решение, осуществленное или навязанное другими, вызывает в человеке безразличие или сопротивление.
***
Далее, мы рассмотрим, какие обстоятельства могут столкнуть человека, привыкшего все брать под свой контроль, с ощущением бессилия и потери контроля.
В сложных ситуациях с весьма непредсказуемым исходом (например, ТРЕВОГА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ), в ситуациях, когда человек ощущает особую значимость для себя того или иного результата или желает во что бы то ни стало сохранить статус кво (ТРЕВОГА ОКОНЧАТЕЛЬНОСТИ), принятие решения может существенно затрудняться.
Так, Д.А.Леонтьев описывает «уход в осознавание», при котором человек с внутренним ЛОКУСОМ КОНТРОЛЯ, склонный, в целом, активно принимать решения и контролировать свои ситуации, стремится собрать информацию с максимальной полнотой, в результате упуская время для принятия необходимых решений. Таким образом, РЕАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ могут быть упущены, что будет означать потерю контроля в ФОКУСЕ БЫТИЯ над тем, что можно реально контролировать. То есть, все "решения" за человека примет либо другие люди, либо СУДЬБА.
***
В межчеловеческих ОТНОШЕНИЯХ крах контроля возникает часто, когда люди, до того поддававшиеся манипулированию или зависимые от человека, вдруг обретают известную долю независимости и отказываются поддаваться на манипуляции.
В другом случае люди могут просто устать быть попираемыми. Тогда восстановление контроля над ними является вопросом упорства, искусства и времени, необходимых для восстановления своего превосходства. Тут может и не обойтись без угроз, призванных запугать и, тем самым, сделать более покладистыми тех, кого хотят контролировать.
Отказ от контроля может быть и бунтом против тирании, вызванным осознанием собственного пути (осознание своей свободы и ответственности). В этих случаях восстановление контроля возможно лишь при вписывании его в новую концепцию „бунтаря“, то есть требует его согласия на то, чтобы быть руководимым (добровольное и ответственное принятие верховенства другого человека). Здесь требуется работа над СМЫСЛОВЫМИ содержаниями отношений.
В любом случае человек, теряющий контроль над другими людьми, переживает потерю ощущения всемогущества, столь свойственного НАРЦИССИЗМУ. Осознание краха собственного всемогущества переживается крайне болезненно и может при известных обстоятельствах вызывать ТРЕВОГУ ФРУСТРИРОВАННОЙ ГОРДОСТИ.
В формальных отношениях (например, руководящая работа) потеря контроля над подчиненными случается при потере позиции (увольнение, перевод на работу, не связанную с контактом с людьми). при таких обстоятельствах фрустрированное стремление к контролю будет искать выходы в частной жизни человека. И близким придется испытать тиранию со стороны своего (доселе занятого другими людьми) „кормильца“.
***
Ощущение контроля над памятью и работоспособностью, над способностью к концентрации внимания и энергии является важным условием уверенности человека в своих силах. Конечно, все эти способности зависят в какой-то степени от человека, однако они в большей мере зависят от не зависящих от человека переменных как внутри его организма, так и вне его. Любая самая легкая болезнь, ощущение боли или недомогания, перемена погоды, стрессы и многое другое в состоянии оказывать крайне сильное влияние на интеллектуальные и физические функции организма. Все же большинству людей свойственно гипертрофированно относиться к своей способности контролировать эти функции.
Рано или поздно человек замечает, что он уже не так вынослив, не так ловок, что он становится забывчивее и рассеяннее. Конечно, это может сконфронтировать человека с ТРЕВОГОЙ СМЕРТИ. Ведь именно с возрастом или с наступлением хронической болезни уходят его способности, что может означать приближение фатальной развязки.
Однако сама по себе потеря контроля означает очень многое для человека. Человеку свойственно считать умение контролировать свою жизнь важнейшим своим свойством. Поэтому оно становится одним из краеугольных камней его идентичности. С уменьшением возможности осуществления контроля человек теряет свойство, которым он (как он считал в лучшие периоды своей жизни) обладает навсегда. Это, по сути, - выпадение частички или даже большой части его идентичности, его Я, за которой, конечно, просвечивает чернота небытия, но одновременно означает разрушение СУБСТАНЦИОНАЛЬНОСТИ. Человек оказывается как бы на руинах собственной СУЩНОСТИ.
***
Постепенно с возрастом происходит как сужение круга обязанностей, так и уменьшение возможности человека контролировать свой мир. Поэтому в пожилом возрасте, с уменьшением сфер контроля и ответственности человека (например, выход на пенсию, отсутствие важных задач - будь то помощь внукам или другая ОСМЫСЛЕННАЯ деятельность) внимание человека будет все больше приковываться к собственному телу и функционированию организма.
На передний план выступает попытка контроля отправлений и функций собственного тела (в первую очередь, стула и сна, а у пожилых мужчин – также и потенции). Для многих пожилых людей характерна склонность к контролю естественных отправлений. Причем в отличие от ребенка, задача которого - сходить не в штаны, а на горшок, пожилой человек будет стараться контролировать регулярность своего стула. При этом любая задержка (запор) может казаться фатальной и невозможность оказать влияние на стул будет вызывать досаду и даже гнев. То же касается и стремления регулировать сон или потенцию.
Как мы уже говорили выше (КОНТРОЛЬ ВНУТРЕННЕГО), все эти попытки чреваты провалом. Думаю, вполне ясно, что стремление взять под свой контроль собственную физиологию чревато немалыми разочарованиями вплоть до переживания отчаяния. Поэтому-то человек обречен на постоянную тревожность в связи с переживанием невозможности контролировать то, что ему так важно. Именно в этой тревоге, думается, и кроется одна из причин многочисленных психических расстройств, о которых мы поговорим в соответствующей главе.