quote Мы никогда не являемся просто пассивными жертвами автоматического
воздействия прошлого. Значимость детерминистических событий
прошлого определяется настоящим и будущим
Ролло Мэй

Власть

ГОРДЫНЯ всегда основана на стремлении к ОБЛАДАНИЮ, поэтому она рано или поздно выливается в стремление обладать и властью, то есть контролем над своим владением и другими людьми, от которых может исходить угроза этому владению или которые могут способствовать его приумножению и сохранению.

При УСТАНОВКЕ НА БЫТИЕ, утверждает Эрих Фромм, СЧАСТЬЕ состоит в любви, заботе о других, самопожертвовании. При УСТАНОВКЕ НА ОБЛАДАНИЕ счастье заключается в превосходстве над другими, во власти над ними и, в конечном счете, в способности захватывать, грабить, убивать (в данном случае речь, конечно, может идти лишь о СУРРОГАТЕ СЧАСТЬЯ).

Согласно Фромму, приверженность ПРИНЦИПУ ОБЛАДАНИЯ, то есть установка на владение и собственность в любой форме, неизбежно порождает стремление к власти – фактически потребность в ней:

„Чтобы установить КОНТРОЛЬ над собственностью, нам необходима власть, ведь нужно защищать эту собственность от тех, кто стремится отнять ее у нас, ибо они, как и мы сами, никогда не могут довольствоваться тем, что имеют.

Стремление обладать порождает стремление применять насилие для того, чтобы тайно или явно грабить других.

Чтобы управлять людьми, мы нуждаемся во власти для преодоления их сопротивления“.

Эрих Фромм разделяет власть на рациональную, которая основана на компетентности, способствует росту человека, который на нее опирается, и иррациональную власть, которая зиждется на силе и служит для эксплуатации того, кто ей подчиняется. Позволю себе привести крайне актуальные в наше время высказывания Фромма по этому поводу:

"С образованием иерархически организованных обществ, гораздо более крупных и сложных, чем общества, где люди заняты охотой и собирательством, власть, основанная на компетентности, уступает место власти, основанной на общественном статусе. Это не означает, что существующая власть обязательно некомпетентна; это значит, что компетентность не является неотъемлемым элементом власти.

Каковы бы ни были причины утраты качеств, составляющих компетентность, в большинстве крупных и иерархически организованных обществ происходит процесс отчуждения власти. Первоначальная реальная или мнимая компетентность власти переносится на мундир или титул, ее олицетворяющие. Если облеченное властью лицо носит соответствующий мундир или имеет соответствующий титул, то эти внешние признаки компетентности заменяют действительную компетентность и определяющие ее качества.

Король - воспользуемся этим титулом как символом власти такого типа - может быть глупым, порочным, злым человеком, то есть в высшей степени некомпетентным для того, чтобы быть властью; тем не менее он обладает властью. Пока он имеет королевский титул, считается, что он обладает качествами, делающими его компетентным. Даже если король голый, все верят, что на нем роскошные одежды.

То, что люди принимают мундиры или титулы за реальные признаки компетентности, не происходит само собой. Те, кто обладает этими символами власти и извлекает из этого выгоду, должны подавить способность к реалистическому, критическому мышлению у подчиненных им людей и заставить их верить вымыслу.

Каждому, кто даст себе труд задуматься над этим, известны махинации пропаганды и методы, с помощью которых подавляются критические суждения, известно, каким покорным и податливым становится разум, усыпленный избитыми фразами, и какими бессловесными делаются люди, теряя независимость, способность верить собственным глазам и полагаться на собственное мнение. Поверив в вымысел, они перестают видеть действительность в ее истинном свете".

***

Карл-Густав Юнг, говоря о диктаторах и харизматических вождях, делает небольшой экскурс в историю:

"Существовали два типа сильных людей в примитивном обществе. Один их них вождь, физически более мощный и сильный, чем все его соперники (император по Юнгу), другой - шаман, сильный не сам по себе, а в силу власти, СПРОЕЦИРОВАННОЙ на него людьми.

Император как вождь обладал физической силой благодаря своей власти над солдатами; власть же ясновидящего, которым являлся шаман, не его физическая, а реальная власть, которой он обладал вследствие того, что люди признавали за ним магическую сверхъестественную способность, могла временами превосходить власть императора".

Именно на этом "шаманском" влиянии и базируется власть самых страшных тиранов истории. Не силой (точнее, не только и не столько силой), а выполнением "воли" народа вершат они свою мрачную политику.

***

Стремление к власти (как и любое другое стремление в рамках тщеславия) – это попытка борьбы с чувством неполноценности. С помощью инструментов власти человек может проявить устремления своей гордыни. Ведь власть – будь это непосредственная власть, власть за спинкой трона, влияние, возможность манипулировать другими – это всегда КОНТРОЛЬ над другими людьми, который дает гордецу ощущение собственного превосходства, величия, всемогущества и даже исключительности.

По сути, стремление к власти – это попытка человека бороться с НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬЮ, которую он ощущает в отношение себя (будь то со стороны других людей, или со стороны СУДЬБЫ или самого Господа Бога).

Карл-Густав Юнг вывел так называемый "Закон о диктаторах". Содержание его сводится к следующему: "Преследует тот, кого преследовали". Диктаторы, по Юнгу, должны претерпеть от обстоятельств, способных привести к диктатуре: "диктаторы делаются из человеческого материала, который страдает от непреодолимых нужд".

Юнг подчеркивает, что человек становится тем, с чем он постоянно борется, вынужденно смыкаясь с тем, против чего он боретесь. Человек способен заразиться этим. Так, если человек борется с царизмом, то он должен "досконально знать царизм, чтобы поразить его; и когда вы убираете царя, то становитесь царем сами".

Власть, как и любое другое проявление ГОРДЫНИ – это ответ кому-то, кому человек давно уже хотел показать, кто он есть на самом деле, и что этот кто-то тем самым посрамлен и унижен. Человек, облеченный властью, ведет ДИАЛОГ с теми, кому он хочет показать или доказать свое превосходство и право на справедливость (конечно, в его собственном понимании, ведь настоящая СПРАВЕДЛИВОСТЬ - это, конечно, совсем другое).

Карен Хорни утверждает, что одна из предпосылок стремления к власти и один из поддерживающих факторов этого стремления – это вера в свою неуязвимость, неприкосновенность и ненаказуемость: „вера эта является результатом требования, делать с другими все, что ему заблагорассудится, и никто бы не возражал против этого и не пытался отплатить ему; общий знаменатель здесь таков: поскольку я такой выдающийся, я имею право...“.


***


По словам Эриха Фромма, высокомерие при склонности к агрессии и контролю проявляется стремлением к власти, расширению границ “Я” и своей сферы контроля любой ценой, вплоть до крайних мер (убийство, принесение в жертву, также метафорически – через доминирование, эксплуатацию другого, „убийство его души”, по словам Ибсена).

Для стремящихся к власти характерно влечение к мстительному торжеству, отмечает Карен Хорни. Но даже если это стремление тесно связано с влечением к реальным достижениям и успеху, главной целью гордеца является поражение или посрамление всех других самим своим успехом (например, если успех возносит человека на недосягаемую высоту). Или, заняв определенное место в социуме, человек получает возможность реализовать собственные садистические наклонности, причиняя другим унижения и страдания.

„Стремление к превосходству может быть сослано в область фантазии, и потребность в мстительном торжестве тогда проявляется в основном в виде порыва фрустрировать, высмеивать или унижать других в личных отношениях“, пишет Хорни.

***

Тиран, стоящий у власти, также, как и все другие люди, бессознательно пытается решить свои внутренние проблемы и избежать страхов и экзистенциальной тревоги.  На первых порах восхождение к вершинам власти и ощущение себя не таким, как все, избавляет от тревоги и страхов. С течением времени становится все более очевидной тщета таких потуг. Кроме того, власть и пестование своей гордыни порождают в душе фюрера все новые и новые страхи.

Вот, например, короткая характеристика Гитлера, которую дала Карен Хорни:

„Гитлер отдал всю жизнь фанатичному стремлению торжествовать над все возрастающей массой людей; он умел думать только в категориях победы и поражения; страх поражения делал необходимыми все новые и новые победы; чувство собственного величия, возраставшее с каждой победой, делало для него все нестерпимее мысль, что какие-нибудь лица или даже какие-нибудь народы не будут признавать его величия“.


***


Задача избавления от той или иной тревоги с помощью власти крайне важна для человека, избравшего себе (конечно, бессознательно) этот метод защиты. Карен Хорни так описывает гордеца, который решает свои внутренние проблемы с помощью установления контроля над другими людьми:

„Он может чувствовать себя сильным и значительным, пока у него в руках власть и влияние, пока его поддерживают хвалой и почитанием. Но все эти чувства избранности легко пропадают, когда, среди чужих людей, эта поддержка отсутствует, когда он терпит неудачу, когда он предоставлен сам себе“.

Понятно поэтому, что получившие власть гордецы будут за нее держаться во что бы то ни стало уже только по причине психического благополучия, даваемого им властью. Целью власти становится сама власть. Но не будем забывать, что страх потери власти может быть мотивирован и другими видами тревоги (см. раздел ТРЕВОГА И ОБЩЕСТВО).

Как видно, постепенно успешность попыток избавиться от тревоги с помощью инструментов власти становится всё боле сомнительной, что вызывает нарастание страхов, внутреннего беспокойства, озлобленности и агрессивности фюрера. Результатом становится всё нарастающая жестокость и беспощадность. Страх сеется вокруг, как будто из его семян способно произрасти избавление тирана от участи, уготованной всем смертным, как будто принося в жертву других людей, можно самому стать бессмертным.

В конечном итоге ИЗОЛЯЦИЯ достигает ужасающих размеров, и человек остаётся один на один с самим собой – других уже не видно даже в отдалении.

См. также материал "ТОПОГРАФИЯ ТРЕВОГИ ВЛАДИМИРА ПУТИНА".