quote Мучительности нашего существования немало способствует и то обстоятельство,
что нас постоянно гнетет время, не дает нам перевести дух и стоит
за каждым, как истязатель с бичом. Оно только того
оставляет в покое, кого передало скуке
Артур Шопенгауэр

Тревога потери контроля и чувства

Переживание возможности контроля, расширения контроля или усиления контроля дает человеку некий почти наркотический кик, который (при сохранении указанной тенденции) способен вызвать устойчивую эйфорию, имеющую своим результатом, как ни странно, уменьшение способности к эффективному контролю, поскольку человек перестает адекватно воспринимать реальность, живя в некой „своей“ реальности. При этом человек будет находиться в плену ЖЕЛАЮЩЕГО МЫШЛЕНИЯ или поведенческих реакций, описанных в главе МАНИАКАЛЬНАЯ ЗАЩИТА.

„Провал“ рычагов управления, напротив, вызывает ужасные чувства - как в результате удара в пустоту в боксе. Думаю, эту гамму чувств можно описать как смесь бессилия, растерянности, досады, ярости.

Ощущение контроля повышает чувство собственного достоинства. Неспособность проявляется в сниженной САМООЦЕНКЕ, что влияет на базовое настроение, проявляясь депрессивными ощущениями и соответствующими клиническими проявлениями.


***


Контроль текущей ситуации, как мы знаем, осуществляется в основном ради движения в будущее в направление желаемого. Человек верит в достижимость желаемого и ДОВЕРЯЕТ своему будущему благодаря НАДЕЖДЕ, которая всегда направлена на желаемое. Если какое-то желание оказывается нереализуемым, человек от него откажется, как утверждает Владимир Янкелевич, "направит свой взор на другое, утешится в надежде на него и тем самым приспособится к своему маленькому и эпизодическому разочарованию. Желательное заменяет будущее, которое только что нас обмануло; оно как бы пунктиром продлевает угасающее будущее".

В обстоятельствах, когда нам остается нечего делать, надежда отступает, покидает человека. И тогда подступает ОТЧАЯНИЕ. Отчаявшийся человек отказывается от дальнейшей борьбы, ВОЛЯ его не ведет его уж больше к новым свершениям. Отчаявшийся человек - это смирившийся человек. Он, по словам Владимра Янкелевича, "отвергает СВОБОДУ и тем самым отрекается от истинности человеческого бытия; смирение — это настоящее отчаяние". Сама воля в ситуации отчаяния "больна".

Когда контроль над ситуацией теряется, когда мы не в силах влиять ни на свою теперешнюю СУДЬБУ, ни на свое БУДУЩЕЕ, то надежда, помогающая нам влиять на судьбу через наши поступки, уступает место упованиям, которые не нуждаются в осуществлении человеком контроля над своей реальной ситуацией.

Владимир Янкелевич пишет об упованиях следующее:

"Привилегированными целями наших упований являются, как правило, вещи, находящиеся вне нашей свободной воли и недостижимые для нашей деятельности: необыкновенное, незаслуженное счастье, которое не может быть дано естественным ходом событий, подчиненным детерминизму, встреча с любимой женщиной и романтические совпадения в нашей жизни, невероятная удача, огромный выигрыш в лотерее, подарки по благосклонному случаю и улыбки фортуны — словом, все то, что никогда не случается...

Упования стремятся не отклонить, а умолить судьбу, непроницаемую и абсурдную, ее неумолимую волю, от которой зависит наше будущее… Доверие уступает место скромному, пассивному и фаталистическому ожиданию отзыва на мольбу...".

Человек уповает на ЧУДО, на исцеление, на продление своего существования - на всё то, на что надеяться он не может. Он может пытаться взять свои упования под контроль с помощью, например, молитвы или МАГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

Владимир Янкелевич подчеркивает, что если и упование изменит человеку, то наступит беспросветное отчаяние: "тот, кто должен отказаться от упования как такового, не сможет больше жить".

***

Во многих случаях человек рассматривает возможность и способность осуществления контроля как нечто, что ПРИНАДЛЕЖИТ ему по праву. При этом, потеря контроля будет переживаться как вопиющая НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ, вызывая соответствующие ЧУВСТВА, главные из которых гнев и ярость. Человек будет готов сокрушить препятствия (включая других людей), которые, как ему кажется, несправедливо лишают его права на контроль. Только страх ответного удара, страх наказания удерживает его от совершения (как он полагает) заслуженного и справедливого возмездия.

Человек, нацеленный на взятие под свой контроль всего, что можно и невозможно контролировать, будет бояться потерять контроль хоть над чем-нибудь, что, как ему кажется, он уже контролирует. Более того, согласно Карен Хорни, страх потери контроля может возникнуть при одной только мысли о возможности уменьшения контроля – например, страх задремать на собрании, страх перед наркозом и анестезией, страх перед влиянием алкоголя и лекарств, страх перед „врагами“, которые строят козни. Примеры можно приводить бесконечно...

По сути, неопределенность будущего - есть повод для беспокойства о том, что могут возникнуть ситуации, в которых контроль будет невозможен или недостаточен. Тут тревога потери контроля пересекается с ТРЕВОГОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ. Основное отличие тут состоит в следующем. Тревога неопределенности возникает вследствие осознания возможности наступления в будущем неблагоприятных обстоятельств вообще, которые могут нарушить привычный уют стабильного настоящего. Тревога же потери контроля связана с опасением потерять рычаги управления над привычными ситуациями в новых обстоятельствах.

Здоровая ВОЛЯ берет импульсы и желания человека под свой контроль. Тогда он совершает ОТВЕТСТВЕННЫЕ выборы и поступки. Потеря контроля над импульсами может поначалу вызвать бурные эмоции (включая ТРЕВОГУ ИСКУШЕНИЯ). Но иногда человек может впасть в состояние безразличия, когда он перестаёт сопротивляться импульсам, смиряется перед их стихией. В результате он как бы махнул рукой на всё, что с ним произойдет в жизни. Он перестал брать судьбу в свои руки. Он преклонил колени перед той силой, которая его «тащит» по жизни.

Человек, которому хронически „дают по рукам“ за то, что он пытается контролировать свою ситуацию, может потерять всякую НАДЕЖДУ на возможность изменений к лучшему. И, если поначалу он будет подвержен ярости и чувству ненависти к тем, кто не дает ему жить, то рано или поздно эти чувства могут уступить место апатии и ощущению безысходности. Это мы наблюдаем часто в массовых масштабах на уровне общества, если власть десятилетиями не допускает народ не то что к рулю демократии, а и к СПРАВЕДЛИВОМУ решению насущных проблем, а тем более сама творит НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ.


***


Человек в экстремальных и критических ситуациях (заключение, взятие в заложники и подобные им) стремится выжидать, пережидать. Это помогает предотвратить отчаяние. Как пишет Владимр Янкелевич, „выжидающий человек как бы сам творит время ради того, чтобы сохранить инициативу; точнее, он откладывает грядущее и принимает необходимые меры против отчаяния, которое стало бы нашим уделом, если, перейдя в настоящее, будущее исчерпало бы себя целиком“.

Выживание в таких ситуациях (как видно, например, из рассказов тех, кто прошел через концлагеря) зависит именно от того, насколько человек мобилизует свое мужество и терпение, насколько он не смирился и не поддался кажущейся столь неумолимой судьбе. И именно надежда поддерживает человека в, казалось бы, самой отчаянной ситуации.

Человек начинает чувствовать ОБРЕЧЕННОСТЬ и надежда оставляет его тогда, когда он  устал от мучений и отчаяния, кажущихся бесконечными. Будущее его становится для него настолько мрачным и непривлекательным, что надежде оказывается не за что зацепиться в таком будущем. Настоящее "провисает", не давая человеку опоры для его поступков. И в душе поселяется чувство безнадёжности. В человеке перестаёт работать моторчик, питаемый будущим и надеждой. Человек нередко сам призывает свою смерть в выжженное отчаянием будущее – ибо нет у него уже надежды, что он сможет когда-нибудь взять судьбу под свой контроль.

Стоит подчеркнуть, что не только экстремальные ситуации способны вызвать чувство бессилия и безнадежности. Я имею в виду застойные времена, времена авторитарных правлений, когда нет прямой угрозе жизни, но когда человек оказывается отчужден от влияния на судьбы страны. При этом возможность контролировать свою жизнь сведена к узкому кругу забот о каждодневном, к выживанию и пережиданию. В остальном - человек подвержен апатии, но, будучи скован с другими "одной цепью", все же испытывает чувство ВООДУШЕВЛЕНИЯ, когда речь идет о единстве, силе и противостоянии "врагам".


***


Рекомендую посмотреть пронзительно иллюстрирующие рассматриваемую тему фильмы "ЛЕВИАФАН" Звягинцева и "ДУРАК" Юрия Быкова...

.
Изобразительный креатив

По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?

Литературный креатив

По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?