quote Фрагментарность жизни не умаляет ее смысла. Из длительности сроков
жизни мы никогда не сможем вывести меру ее осмысленности…
Мы должны основываться в оценке любой биографии
на богатстве ее содержания
Виктор Франкл

Чувства при тревоге одиночества

С чувством экзистенциального одиночества в чистом виде встретиться, я думаю, достаточно сложно (если вообще возможно). Ведь мы с раннего младенчества погружены в отношения - и неважно, каково их качество, главное, что они (худо или бедно) имеются. Этот факт объясняет то, что мы имеем дело, в основном, с чувствами, вызванными тем или иным нарушением качества отношений, когда на первый план выходят другие виды тревоги.

По сути, мы чаще всего просто не успеваем почувствовать одиночество как таковое, потому что начинаем конфронтировать с чувствами, которые свойственны другим видам тревоги. Мы рассмотрим их чуть ниже, а пока попробуем разобраться, что может представлять собой переживание экзистенциального одиночества, возникающего в определенных ситуациях (см. ТРЕВОГА ОДИНОЧЕСТВА И ОСИ БЫТИЯ).

Дадим волю воображению...

Представим себе такую ситуацию. Мы оказались совсем одни на вершине горы. Нам не надо беспокоиться о еде и питье - мы просто в них не нуждаемся. И другие физиологические функции нас не беспокоят.

Под нами расстилается бескрайний мир, над нами - бездонное небо. Мы можем любоваться прекрасными рассветами и закатами, сиянием звезд над головой. И так стоять мы должны целую вечность...

Где-то очень далеко - тоже на вершине горы - стоит другой человек, голоса которого невозможно услышать, можно лишь видеть его, словно маленькую черную точку. А вокруг - в такой же дали - все горы, горы, горы, на вершине которых видны маленькие черные точечки...

И вечность впереди, и молчание, и холод высоты...

По счастью, природа сделала человека социальным существом - и мы окунаемся в отношения, получая и тепло, и слово от других людей...


***


ГНЕВ может быть одним из основных чувств, испытываемых человеком, который столкнулся с переживанием своего одиночества. Как мы уже отмечали в главе, посвященной ТРЕВОГЕ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ, гнев является реакцией человека на то, что не укладывается в рамки его представлений о "должном". Иными словами, человек имеет некую картину того, как должны (по его мнению или некоему бессознательному представлению) осуществляться те или иные события, как должен вести себя или кад должен выгладеть тот или иной человек, как должны складываться отношения. Список можно продолжать до бесконечности. Известно, что иные люди воспринимают с возмущением и гневом как вопиющую несправедливость даже события, происходящие на других континентах, даже стихийные бедствия и вселенские катастрофы.

Одиночество может восприниматься также как НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ. Причем необязательно, что человек непременно должен осознавать свое одиночество. достаточно того, что он воспринимает как несправедливость сам хаактер отношений, уровень внимания и заботы со стороны другого человека. Ведь даже младенец в отношениях ПРИВЯЗАННОСТИ может реагировать гневом на то, что значимый взрослый не оправдывает его ожиданий.

Может показаться, что тревога одиночества как бы пересекается с ТРЕВОГОЙ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ. Я думаю, однако, что первичной в этом случае будет все же тревога несправедливости, вызванная сломом механизмов защиты от тревоги одиночества. В первую очередь я имею в виду ОТНОШЕНИЯ.

Отвержение, исключение человека из отношений может восприниматься как вопиющая несправедливость, что может приводить к ОБИДАМ и вспышкам гнева. Проявлениями гнева и обиды человек, зачастую бессознательно, пытается привлечь внимание другого к своим нуждам, обратить его внимание на несоответствие тем ОЖИДАНИЯМ, которые человек имеет в связи с этими отношениями. Часто гнев - это инструмент запугивания другого, способ манипулирования им, поскольку призван указать ему на его ошибки и пробудить в нем ЧУВСТВО ВИНЫ или СТРАХ ПОТЕРИ. Ведь гневающийся человек может, обидевшись, и хлопнуть дверью, поэтому другой будет опасаться окночательного разрыва. Конечно, при достаточном числе повторений подобного сценария, гнев и обиды могут, скорее, вредить отношениям, чем способствовать их укреплению.

В своем одиночестве человек может испытывать и чувство СТЫДА. Такое может случаться, если ИДЕНТИЧНОСТЬ человека не только исключает возможность быть одному, но и считает это для себя зазорным. Здесь мы имеем дело с ТРЕВОГОЙ ЗАГРОНУТОЙ ГОРДОСТИ, когда человек не может смириться с тем, что его "Я" не есть "МЫ". Не быть "МЫ" - мучительный позор для такого человека.

Отношения, заполняя ВРЕМЯ и ПРОСТРАНОСТВО бытия человека, отвлекают его не только от переживания одиночества, но и от мучительнос СКУКИ, то есть от переживания ТРЕВОГИ ПУСТОТЫ МИРА. Это будет иметь место всегда, когда человек отвлекает свое внимание на объекты внешнего мира, на предметы и на других людей, чтобы не столкнуться с САМИМ СОБОЙ, с неприятными или пугающими объектами ВНУТРЕННЕЙ РЕАЛЬНОСТИ. Скуку, таким образом, можно рассматривать как результат отстутствия или недостаточного развития важного свойства человека - а именно СПОСОБНОСТИ К ОДИНОЧЕСТВУ.

 

***

 

В заключение приведу слова Томаса Вульфа, подчеркивающие неизбежность одиночества и чувства бессилия, переживаемого при конфронтации с ним:


"Одиночество — это не уникальное явление, ...это главный и неизбежный факт человеческого существования... Все скрытые сомнения, отчаяние и темные лабиринты своей души одинокий человек обязан знать, ибо у него нет связи ни с одной целостной идеей, которую бы он создал сам... Он не получает ни поддержки, ни одобрения, ни помощи у партии, он не находит прибежища в толпе, он не верит ни в кого, кроме самого себя. И зачастую эта вера его опустошает, вызывает у него дрожь и заставляет его чувствовать себя беспомощным".