quote Стремление к обладанию чем-либо связанo с иллюзией постоянства (и неразрушимости
материи). И хотя мне кажется, что я обладаю всем, на самом деле я не обладаю ничем,
так как мое обладание, владение объектом и власть над ним - всего лишь
преходящий миг в процессе жизни
Эрих Фромм

"Душа и хаос"

Меня часто спрашивают, почему человек выбирает по жизни то или это дело, почему его что-то заинтересовывает, а что-то нет, почему у него возникает именно это желание, а не другое, почему он совершает именно такой поступок, а не иной...

Хотя на эту тему написаны горы работ и трактатов, но душа человека остается по-прежнему все тем же "черным ящиком": однозначно никто не может сказать, почему человек в тот или иной момент делает именно такой выбор, почему совершает именно такой поступок. Однако я попробую все же популярно обяснить, каким образом осуществляется тот или иной выбор.

А в качестве иллюстрации предложу всем хорошо известную с детства настольную игру с шариком, который выстреливается с помощью пружины и движется по игровому полю, наталкиваясь на колышки и другие препятствия, отскакивая, меняя траекторию, пока не упадет в одно из отверстий в игровом поле - в какое, заранее не скажешь. Таким и будет путь выбору, к решению, к поступку...


***


Во-первых, придется согласиться с тем, что человек, как дитя природы, представляет собой некую гигантскую химическую лабораторию. Процессы, в ней происходящие, направлены на сохранение в равновесии и развитие этой самой лаборатории (включая рост, освоение, осуществление и совершенствование тех или иных функций, как внутренних, физиологических, так и внешних действий - и импульсивных, и осознанных).

План работы этой лаборатории определяется генным аппаратом, заложенным в ДНК каждой клетки. Иными словами, свойства и способности человека в значительной степени предопределены (про предопределнность см., в частности, различные статьи в разделе СУДЬБА).

Лаборатория реагирует очень чутко на малейшие изменения как внутренней, так и внешней ситуации, стремясь остаться в том равновесном состоянии, которое обеспечивало бы дальнейшее бесперебойное ее функционирование. Так, избыток чего-то будет вызывать стремление от него избавиться, а недостаток будет требовать восполнения.

Самый простой пример - это вода. Недостаток ее вызывает чувство жажды, а излишки выводятся разными способами, один из которых требует воспользоваться туалетом или другой возможностью опорожнить переполненный пузырь. И жажда, и поиск туалета, и страх, что его не найдешь, могут существенно влиять на текущее поведение человека, определяя выбор приоритетов. Трудно предположить, что человек, который безумно хочет в туалет, будет в состоянии получать удовольствие от научного диспута и быть сосредоточенным на отвелеченных темах - а после туалета все меняется, человек снова готов и философствовать, и общаться с другими.

Чтобы заставить человека (как и любое другое животное) осуществить нужное для поддержания равновесия этой "химической лаборатории" действие, природа придумала различные способы - от изменений гормонального фона до различных нервных импульсов. Но все они, в конечном счете, являются все той же "химией" - и гормоны, и медиаторы (специальные вещества, способствующие передаче нервного импульса или тормозящие эту передачу).

Вспомним, далее, МОДЕЛЬ ПСИХИКИ ПО ФРЕЙДУ. Осознающее Я (ЭГО) представляет лишь малюсенькую верхушку айсберга. Все остальное - это глубины БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО. Именно там зарождаются импульсы и побуждения, которые и запускают механизмы поведенческой деятельности - то есть побуждают человека к той или иной активности (часто на основе принципов работы "химической лпборатории").

Надо отметить, что человеком осознается лишь малая часть тех процессов, которые протекают в его бессознательном. Но, тем не менее, они влияют на его поведение, производя "возмущения" внутренней среды человеческой психики.

Вспомним теорию хаоса, которая описывает подобные разнонаправленные и (по большей части) непредсказуемые процессы в их совокупности. Конечно, каждый процесс имеет свою ПРИЧИНУ, а та причина имеет свою причину. Однако разглядеть все причины и предусмотреть все их последствия просто нереально.

Каждый такой процесс вызывает в окружпющей среде определенные "возмущения", называемые флуктуациями. Не каждая флуктуация может вызвать некое значимое изменение среды, поскольку ее сила может быть для этого недостаточной или "гаситься" другими флуктуациями. Однако некоторые флуктуации могут усиливать друг друга, что может приводить к небольшим или даже существенным изменениям в той среде, в которой они происходят.

Процессы, происходяшие в определенной среде, взаимодействующие друг с другом и влияющие друг на друга, могут объединяться в некие системы, называемые синергетическими системами (то есть системами, в которых внутренние процессы взаимодействуют между собой). Человек представляет собою ни что иное, как синергетическую систему, в которой взаимодействуют мириады процессов, протекающих в его организме (который мы сравнили с "химической лабораторией") и в его психике (в частности, в бессознательном).

Но не стоит забывать и о том, что человек неотделим от своего МИРА. Как ВНУТРЕННЯЯ, так и ВНЕШНЯЯ РЕАЛЬНОСТЬ являются составляющими синергетической системы, называемой "человек". Хаос процессов, происходящий в этой синергетической системе, выливается в видимые изменения, которые являются результатом СИНЕРГИИ, то есть взаимодействия этих процессов и вызванных ими флуктуаций. В результате мы имеем некую ТЕКУЩУЮ СИТУАЦИЮ, которая представляет собой МАТРИЦУ ЕГО СУДЬБЫ.

На эту ситуацию человек может реагировать поведением (как словом, так и делом), которое вызывая новые флуктуации, становится составляющей как этой синергитической системы (сам человек и его мир), так и его ближнего и дальнего окружения (семья, друзья, коллеги, малые и большие группы), представляющего собой в своей совокупности также различные синергетические системы. Внося в хаос мира частичку своего сознания и своей ВОЛИ, совершая то или иное действие, человек берет в свои руки (насколько это возможно) свою судьбу.

В процессе проживания человеком своей жизни на его врожденные склонности накладывается то, чему он научился, что он перенял от других людей из своего ближнего или дальнего окружения. В результате некоторые склонности получают свое развитие, другие подавляются. И уже на новом уровне все это предзаданное, измененное, наученное включается в "хаос души", который оказывает влияние и на дальнейшее научение, и на дальнешее восприятие мира, и на дальнейшее проявление врожденных свойств.


***


Личность человека - это тоже некий хаос. Ведь она состоит, по словам Лакана, из множества субличностей. Эрик Берн описал три СОСТОЯНИЯ Я взрослого человека (родительское Я, взрослое Я и Я-ребенок). С самого рождения человека его психика наполняется различными ОБЪЕКТАМИ, которые представляют собой отражение внешних реальных объектов, точнее отдельных сторон этих объектов. По мере развития и формирования САМОСТИ внутренние объекты претерпевают изменения, интегрируются. Но, тем не менее, самость человека остается "населенной" массой объектов, каждый из которых имеет свой „голос“. Кроме того, каждая социальная роль человека находит свое место внутри его Я как некая самостоятельная личность.

Иными словами, даже осознающая и принимающая решения часть человеческой психики - человеческое Я - нельзя воспринимать как нечто абсолютно однородное. Оно представляет собой что-то вроде парламента (см. ДИАЛОГИЗИРУЮЩАЯ САМОСТЬ), результатом работы которого возникают определенные решения и поступки человека.

Как и в любом парламенте результат прений внутри самости может быть весьма непредсказуем. Но все же не стоит забывать о роли спикера, который в состоянии направлять дискуссию. Эту роль вполне может взять на себя сам человек, точнее, центр его Я, который в состоянии, по меньшей мере, осознавать и контролировать внимание человека, сосредоточивая ФОКУС ВНИМАНИЯ на том, что "Я" считает наиболее важным и актуальным на данный момент. И не забудем еще одну важную функцию "спикера". Это постоянное присутствие. Даже если невозможно повлиять на процессы, даже если страшно и противно, ему нельзя покидать свое место, нельзя сбежать, нельзя прятаться в приятных фантазиях. Он должен быть весь внимание и осознавать происходящее.


***


Теперь рассмотрим кратко, как из "хаоса души" рождается поступок.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ человека, подпитываемое клокотанием колб "химической лаборатории" его организма, буквально кишит различными влечениями. Если на пути человека встретится некая возможность, которая могла бы то или иное влечение удовлетворить, то, вполне вероятно, она стимулирует человека на действие, имеющее целью реализовать эту возможность. Такую возможность, становящуюся стимулом для поведения, можно назвать ИСКУШЕНИЕМ. Поведение по принципу СТИМУЛ - РЕАКЦИЯ во многом осуществляется как бы автоматически, нередко в обход сознания, которое включается только после осуществления поступка. Это поведение является импульсивным и может принести человеку, поддающемуся искушению, немало неприятностей.

Не иначе обстоит дело и с импульсивными высказываниями. "Слово не воробей" - про это знает каждый. Однако сколько неосторожных слов произносит человек. Иное слово способно радикально поменять его судьбу, может стоить ему карьеры, а иногда и жизни.

Если человек осознает свои желания и берет свое поведение под КОНТРОЛЬ, принимая РЕШЕНИЯ и осуществляя ВЫБОРЫ, то мы имеем дело с проявлением ВОЛИ. Действия человека в этом случае будут более осознанными. Решение принимает "спикер" парламента - то есть самый центр сознающего и конролирующего Я человека.

Однако даже в волевом акте часто можно найти влияние импульсивности. Так, например, если человека буквально подмывает закурить или выпить рюмочку, а ему "не хочется" (или нельзя), то он может все же поддаться своим желаниям - вполне осознанно, но, порой, списывая свой поступок на собственную "слабость" (на то, что он, якобы, "не мог" поступить иначе). Также и с сексуальным влечением. Человек, даже осознавая все возможные последствия своего поступка (в том числе и негативные), предпочитает короткое плотское наслаждение доводам своего разума.

Кто же принимает решения в таких случаях? Опять-таки мы имеем дело с многонаселенной самостью, каждая из составляющих котрой имеет свой характер, свой собственный голос и свои интересы и желания. Если одна часть предостерегает человека от того или иного выбора, то другая буквально подстегивает его к обратному, третья забивается в угол, зажмурившись от страха, четвертая злорадно посмеивается, предвкушая интересный поворот событий, а пятая говорит "се ля ви", опуская руки и покоряясь "року". В хаосе внутренних голосов побеждает перевес в ту или иную сторону, если человек, по словам Ролло Мэя, не положет на одну из чаш весов свое собственное осознанное решение.


***


А теперь поговорим о выборе жизненного пути и выборе более менее долгосрочных планов. Эти выборы могут осуществляться на основе глубинных потребностей ПОДЛИННОГО Я, в этом случае они основываются на подлинном ИНТЕРЕСЕ, что делает выборы эмоционально насыщенными. Дальнейшие выборы и решения при этом будут более или менее спонтанными и не сопряженными с чрезмерными усилиями ВОЛИ, чтобы прододлжить движение к поставленным целям или начать новый отрезок пути.

Однако выбор может быть и "от головы" - то есть быть результатом неких умозаключениях, не основывающихся на подлинных потребностях, вечениях и желаниях человека. Выборы "от головы" поэтому можно назвать "искусственными", потому что они часто очень далеки от интересов ПОДЛИННОГО Я.

Нередко такие выборы основываются на следовании внутренним ЗАПРЕТАМ И ПРЕДПИСАНИЯМ, Эти НАДО и НЕЛЬЗЯ являются "голосами" значимых взрослых, которые продолжают звучать из далекого прошлого человека.

Выбор не в пользу подлинного Я может, как мы уже не раз говорили, быть следствием проявления различных видов тревоги. Опасения, страхи и негативные ОЖИДАНИЯ толкают человека к тому, чтобы он спрятался в привычном, отказался от движения вперед, от РОСТА (например, ТРЕВОГА НОВОГО).

Нередко такие выборы являются следствием предписаний ИДЕАЛЬНОГО Я. Человек "решает", что он "должен быть" таким-то или таким, для чего надо делать то-то или это. При таком подходе к выбору пути, человек будет подстегивать себя быть таким, каким он себя представляет. Тут мы имеем дело с ГОРДЫНЕЙ. При этом ПОДЛИННОЕ Я и его интересы будут отодвинутя на задний план, но будут давать знать о себе различными способами - от апатии до переживания ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ВИНЫ, от непонятного сопротивления принимаемым решениям до клинических симптомов (например, депрессии, иррационалных страхов или соматических расстройств).

Познавательная активность является одной из БАЗОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ человека, потребностью его ПОДЛИННОГО Я. Стремление к открытию нового, основанное на ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ, пробуждает интерес, который возникает как более менее длительная заостренность внимания на том или ином объекте (внешнем или внутреннем). Любознательность, ко всему прочему, обладает мощным мотивирующим свойством, побуждая человека на соотвествующие поступки (см. ИНТЕРЕСЫ и МОТИВЫ).

Влияние как на само познавательное поведение, так и на развитие интересов оказывают различные процессы во внешней и внутренне реальности, которые (также на основе синергии) будут усиливать или ослаблять и любознательность, и формирование мотивов. Как сформированные мотивы, так и пробужденный интерес к какому-то занятию, человеку или предмету будут в дальнейшем сами выступать в качестве факторов внутренней реальности человека, которые будут влиять и на его мотивы, и на интересы.

Среди внешних факторов стоит упомянуть различные благоприятные обстоятельства или же, напротив, преграды – в лице ли других людей или целой совокупности жизненных обстоятельств. Вмешательство внешних сил (особенно в детстве - в лице значимых взрослых) существенно влияет на  мотивационную и познавательную сферу человека. И в далнейшем влияние других людей, группы на выбор человека, на формирование его интересов может быть очень мощным - как результат конфломизма, подражания или научения.

Одергивания и наказания могут сформировать достаточно ригидную систему внутренних запретов и предписаний, которая и в дальнейшей жизни будет ограничивать СВОБОДУ человека достаточно жесткими внутренними рамками, основанными на иррациональных страхах (тянущихся еще с детства). К числу внутренних ограничивающих факторов можно отнести также страхи, высокий уровень тревожности.

Необходимо подчеркнуть, что успехи в волевой и познавательной деятельности (чем бы они ни были обусловлены) могут стимулировать, а неудачи, напротив, подавлять активность человека. Каждое переживание человека делает его в некоторой степени другим, формируя или видоизменяя то или иное качество (или составляющую) его личности, которые, в свою очередь, влияют активно на внешнюю реальность. То есть, обе реальности (внутренняя и внешняя) не только взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга, но и, постоянно изменяясь, способствуют дальнейшему изменению друг друга.

Иными словами, точно предсказать, что человеку будет интересно или что он выберет в качестве своей следующей цели, практически невозможно. Процесс познания и обратная связь в процессе реализации человеком своего волевого поведения сами подводят человека к новым мотивам и интересам. Любое решение, таким образом, является результатом "парламентской дискуссии", происходящей в ДИАЛОГИЗИРУЮЩЕЙ САМОСТИ человека. Так из хаоса внутренних разногласий рождается выбор и поступок.

Хочу лишь добавить, что спонтанность интересов и желаний ПОДЛИННОГО Я отнюдь не означает, что поведение человека должно быть импульсивным. Напротив, импульсивное поведение чаще вредит долгосрочным интересам человека. Осознанный выбор, осуществленный в интересах подлинного Я, включает волю человека для более полной и эффективной реализации этих интересов. Но волевое поведение при этом будет подпитываться энергией мотивов ПОДЛИННОГО Я, тогда как при обслуживании ИДЕАЛЬНОГО Я рациональные поступки человека будут насилием по отношению к его ПОДЛИННОМУ Я, что будет стоить ему немало сил и негативных переживаний.


***


И еще об одном и очень важном. Флуктуации в человеческой психике (зачастую весьма мощные) могут вызываться не только веществами "химической лаборатории" его организма, как ответ на внуренние и внешние раздражители, но и чем-то, казалось бы абсолютно эфемерным и непредметным. Я имею в виду слово (см. статью "СЛОВО И ДЕЛО"). Слово является не только инструментом для обозначения мира человека и способом КОММУНИКАЦИИ. Слово лежит в основе ЦЕННОСТНОЙ структуры человека, определяет его отношение к самому себе и к своему миру (например, ОТНОШЕНИЯ с другими людьми, САМООЦЕНКА и СМЫСЛ), влияет на его поведение, создавая систему ПРЕДПИСАНИЙ И ЗАПРЕТОВ, участвует в формировании ИДЕНТИЧНОСТИ и СОВЕСТИ.

 

***

 

И в заключение - что-то оптимистичное, чтобы не казалось, что человек лишен свободы выбора и не в состоянии управлять собой и своим "хаосом". Хтот хаос представляет собой, как я уже упомянул, МАТРИЦУ СУДЬБЫ человека, то есть моментальный срез всех обстоятельств его текущей ситуации. Это то, что я называю РАМКАМИ СВОБОДЫ человека. Эти рамки он не в состоянии изменить в данный момент, но внутри этих рамок он свободен выбирать и принимать решения, которые будут способствовать изменению, расширению рамок и, как следствие, движению в направление поставленных целей.

Кроме того, по словам Ж.-П.Сартра, человек является собственныс проектом. То есть он движется в направление ОБРАЗА БУДУЩЕГО. Так происходит его СТАНОВЛЕНИЕ. Надо подчеркнуть, что образ будущего является мощным мотиватором человеческого поведения, что выражается в определенных его автоматизмах, которые облегчают движение к реализации своего проекта.

Здесь мы можем вспомнить так называемые аттракторы ("привлекатели") - некие "предпочтительные" направления развития хаотических систем. Аттракторы (в нашем случае это ОБРАЗ БУДУЩЕГО) направляют хаотические системы к изменению, к достижению некоего иного состояния.

Возвращаясь к началу этой статьи, точнее к игре с шариком, можно сказать, что роль человеческого Я, принимающего решения, может состоять в том, чтобы пытаться изменить движение шарика в желательном направлении. Колышки и прочие препятствия с игрового поля убрать нельзя, но можно регулировать скорость запускания шарика (оттянуть пружину побольше или поменьше) и, по мере движения шарика менять наклон игрового поля, наклоняя его так, чтобы шарик попал в нужную лунку.

Иными словами, само поле изменить нельзя (это поле и есть те самые РАМКИ СВОБОДЫ), но на процессы, происходящие внутри этих рамок можно пытаться повлиять, взяв в свои руки то, что можно взять.