quote Чем сильнее мы пытаемся удержать прошлое, тем больший страх
испытываем перед преходящим...
Фриц Риман

Истина и принципы

ИСТИНА

Стремлением к истине можно объяснить неутомимость людей, которые не довольствуются исключительно теми знаниями, которые им предлагают другие или которые они приобрели ранее. Они чувствуют или осознают, что то, что они знают, всегда является лишь малой частью того, что соответствует действительности. Они постоянно подвергают ревизии и СОМНЕНИЮ багаж своих знаний – сомнению в соответствии его текущему моменту.

Причина этого покоится в осознании человеком того факта, что любое знание, любое сформулированное словами, осознанное или прочувствованное восприятие человеком своего МИРА является лишь моментальным снимком некоего текучего процесса. Снимок - это застывшая реальность (точнее лишь малая часть ее). А процесс бытия неостановим. И то, что было воспринято лишь мгновение назад, уже не существует в таком виде. Оно стало другим.

Иными словами, то, что мы знаем и представляем себе, есть лишь малая грань огромного мира. Но даже и восприятие человеком своей РЕАЛЬНОСТИ, то есть того микроскопического кусочка этого огромного мира, доступного человеку в ФОКУСЕ ЕГО БЫТИЯ есть такая же малюсенькая грань, свидетельствующая о неполноте того, что мы называем знанием или ПОНИМАНИЕМ.

Поэтому столь важна истина, которая отражает (согласно Платону) соответствие вещам того, что человек о них говорит: “тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, — лжет”. То есть, чтобы не творить самому себе ЛОЖЬ, важно стараться раскрывать все новые и новые грани своего мира, не останавливаясь на достигнутом и не довольствуясь лишь малой толикой истины, даже если эта толика несет освобождение от всех тревог и даже если новые открытия сулят (как обычно) столкновение с тревогой.

Но все же истина, конечно, окончательно не достижима и непостижима, как непознаваем до самого последнего атома мир, как непознаваем другой человек, как непознаваема собственная душа. Поэтому движение к истине - процесс нескончаемый. Мы имеем здесь дело именно с процессом – процессом ПОСТИЖЕНИЯ. То есть, постигая мир, человек приближается к более объективной КАРТИНЕ МИРА и, тем самым, к более полному и более честному пониманию мира и самого себя.

Надо сказать, что познаваемый мир влияет тем самым и на самого познающего. То есть, человек, расширяя горизонты своего познания, становится волей-неволей другим. Он по-другому и с другой перспективы начинает смотреть и на свою реальность, и на отдельные ее аспекты, продолжая уже на новом уровне постигать все новые грани бытия. Можно утверждать, таким образом, что стремление к истине, приближение к истине преображают человека. Одной из важнейших его ЦЕННОСТЕЙ становится сам процесс постижения истины, неутомимое участие в ВЕЧНОМ ДВИЖЕНИИ бытия.

Но человек преображается и в противоположном случае - а именно, при отказе от движения к истине, при приверженности ДОГМАМ. При этом человек отказывается от ДИАЛОГА С МИРОМ.


ПРИНЦИПЫ

Википедия приводит следующие описания того, что принято именовать словом “принцип”:

1. Основополагающая истина, закон, положение или движущая сила, лежащая (лежащий) в основе других истин, законов, положений или движущих сил;

2. Руководящее положение, основное правило, установка для какой-либо деятельности;

3. Внутренняя убеждённость в чем-либо, точка зрения на что-либо, ведущее к тому или иному поведению, которое, как предполагается, не будет изменено в ближайшее время.

Думаю, для раскрытия тем данного сайта важно рассмотреть второй и третий аспект приведенного определения.

Так, человек может интегрировать целые своды ПРАВИЛ и НОРМ, которые регулируют его поведение. К их числу можно отнести и интегрированные в сознание человека (но оказывающие чаще свое влияние на бессознательно-эмоциональном уровне) “НАДО И НЕЛЬЗЯ”. Слепое следование человека таким нормам и правилам избавляют его от размышлений, превращая порой в некий автомат, обслуживающий свои принципы.

В качестве примера приведу описание психологического портрета одного из главных нацистских преступников Генриха Гиммлера который, по словам английского историка Х. Р. Тревор-Коупера, в течение многих лет не имел никаких проблем в осуществлении своих служебных обязанностей, „потому что отсутствовала необходимость доходить до чего-либо своим нескладным умом“:

Принцип верности, который лежал в основе всей его жизни, всех успехов, всей системы ценностей, щадил его и оберегал от любых трудностей, связанных с самоанализом и размышлением. Этому принципу он доверял целиком и полностью, несмотря на то что в самом принципе было заложено столько двусмысленности, неясности, нестабильности и несуразности. Но благодаря этому принципу жизнь Гиммлера текла просто, без всяких осложнений, в полном согласии с его наивной верой в метафизическую чепуху нацистской религии. Защищенный такой волшебной броней, он ни о чем не думал и ни в чем не СОМНЕВАЛСЯ, но просто верил и действовал».

Далее, некоторые УБЕЖДЕНИЯ, а также ЦЕННОСТИ человека превращаются в часть его ИДЕНТИЧНОСТИ, что оказывает существенное влияние на его поведение. Человек всегда ревностно относится к сохранению своей идентичности. Отсюда понятно значение выражения „не могу поступаться принципами”. То есть человек поступает таким образом, чтобы любой ценой восторжествовал именно данный принцип. В таких ситуациях имеется опасность, что человек может поступать не в соответствии с требованиями момента или реальными возможностями (и даже не в собственных ИНТЕРЕСАХ!!!), что может иметь для него печальные или даже губительные последствия.

Важно видеть различие между поступком по СОВЕСТИ, которая является хранилищем ЦЕННОСТЕЙ человека и служит интересам его ПОДЛИННОГО Я, или поступком в соответствие с неким принципом, который выбран осознанно, чаще всего имея целью обслуживание интересов ГОРДЫНИ. Поэтому человек выдает нередко за “принципы” то, что (по его мнению) выделяет его среди других людей. Например, желая быть принятым другими людьми, человек, в то же время, может “из принципа” отказаться от участия в совместном мероприятии, если его гордыня требует самоутверждения (даже, как видим, за счет его собственных ИНТЕРЕСОВ).

***

Человек обладает полной СВОБОДОЙ на решение о том, двигаться ли ему по пути ПОСТИЖЕНИЯ истины. Далее, он свободен выбирать источники информации. И, наконец, человек абсолютно свободен в том, как он этой информацией воспользуется. Иными словами, человек в ОТВЕТЕ за то, довольствуется ли он застывшими осколками истины, которые он превращает, тем самым, в ДОГМЫ и застывает вместе с ними в своем развитии, или он все свои силы прикладывает к тому, чтобы расти, открывая все новые и новые грани истины.

На этом пути от него может требоваться порой немалое МУЖЕСТВО, поскольку на этом пути он неизбежно будет сталкиваться с той или иной тревогой. Но путь СТАНОВЛЕНИЯ есть всегда путь столкновения с тревогой и ее преодоления благодаря собственному РОСТУ, предполагающему осознанное изменение самого себя в соответствие с требование своего ПОДЛИННОГО Я. Этот путь не бегства от тревоги (и, как следствие, от самого себя), а путь БЫТИЯ СОБОЙ.