Самосознание
«Чем же ты яснее можешь доказать,
что ты горд,
как не тем,
что говоришь: я не горд?»
Иоанн Лествичник
Говоря о самосознании человека, необходимо отталкиваться от чувства его ИДЕНТИЧНОСТИ. Человек начинает сознавать себя как отдельную личность параллельно с открытием и все более глубоким познанием своего собственного Я, своей индивидуальности и отделенности от других людей, своей непохожести на них.
Это открытие и СТАНОВЛЕНИЕ "Я" происходит в процессе взаимодействия с другими людьми. Человек улавливает реакции других людей на свое поведение и на выражение своих эмоций, воспринимает и осознает оценки окружающих относительно своего поведения и его соответствия общепринятым или групповым нормам и ЦЕННОСТЯМ.
Однако, подчеркивает Ролло Мэй, чувство бытия не является феноменом Супер-Эго, поскольку „дает человеку основу для самооценки, которая является не просто отражением мнений о нем других людей… Бытие нельзя свести к ИНТРОЕКЦИИ социальных и этических норм: мое подлинное чувство бытия не совпадает с тем, кем я должен быть по мнению других; это то, на чем я должен настаивать, согласно чему должен оценивать требования родителей и других авторитетов“.
Абрахам Маслоу также отмечает, что человек в бытии своем познает свои способности и их пределы, учится расширять эти пределы, „благодаря преодолению трудностей, напряжению всех сил, умению выносить тяготы и испытания, даже посредством поражений“: „ожесточенная борьба может доставлять большое удовольствие, которое может занять место страха; более того, это наилучший путь к здоровому самоуважению, которое основано не только на одобрении других людей, но также на реальных достижениях, успехах и, отсюда, реалистичной уверенности в себе“.
Человек в своем бытии, таким образом, постоянно рефлектирует и осознает свои поступки, свои мотивы (включая ЖЕЛАНИЯ и НАМЕРЕНИЯ) и свои личные качества, выстраивая их в некий субъективный образ, который он считает своим Я. Этот образ и есть то, что мы называем самосознанием.
Важная функция самосознания состоит в понимания самого себя, своего поведения, своих чувств и желаний, своих потребностей.
Сознавая себя, человек учится находить смыслы своих поступков, постепенно подходя к открытию смысла своей жизни. Честность в отношение самого себя позволит человеку разглядеть свое ПОДЛИННОЕ Я, а не концентрироваться на обслуживании ТРЕБОВАНИЙ своего ИДЕАЛЬНОГО Я.
Поэтому одной из важнейших задач самосознания является принятие человеком себя таким каков он есть. Именно это принятие ПОДЛИННОГО Я обеспечит человеку возможность СТАНОВЛЕНИЯ и САМОАКТУАЛИЗАЦИИ. Самосознание, таким образом, становится основой самоопределения. Человек сознательно определяет для себя „траектории“ своего пути по жизни и своих позиций в отношение к тем или иным ситуациям.
Приверженный своему ПОДЛИННОМУ Я человек будет соотносить все свои намерения со своими целями, ценностями и смыслами, что способствовать цельности человеческой личности, конгруэнтности во всем (то есть соответствию целей, замыслов, намерений ценностям человека и его БЫТИЙНОЙ СОВЕСТИ).
Термин „конгруэнтность“ ввел в психологию Карл Роджерс для обозначения высокой степени соответствия между индивидуальной и объективной картинами мира, между «концепцией Я» человека (его самосознанием) и „собой РЕАЛЬНЫМ“. Степень конгруэнтности определяется, согласно Роджерсу, степенью успешности деятельности человека на основании своих представлений о мире и о себе. Роджерс подчеркивает, что для достижения конгруэнтности чрезвычайно важны искренность и честность в общении с самим собой и с миром (с другими людьми). При этом сообщения человека о своем бытийном опыте максимально полно отражают его переживания по поводу этого опыта.
Согласно Карен Хорни, именно осознание себя в процессе „бытия собой“ (имея спонтанные и непосредственные чувства, принимая собственные решения и нести за них ответственность) не только дает ощущение внутренней цельности, но и обеспечивает этой цельности прочную основу.
Самосознание закладывает основы ОТВЕТСТВЕННОГО отношения к жизни, к своему поведению и к отношениям с другими людьми. Человек поощряет себя к СВОБОДНОМУ выбору своих ценностей и жизненных целей. Активно, свободно и ответственно выбирая свои ценности, человек, по сути, создает свою БЫТИЙНУЮ СОВЕСТЬ. Самосознание способствует, тем самым, формированию МОРАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ.
Таким образом, самосознание будет способствовать принятию зрелых и ответственных решений, осуществлению ВЫБОРОВ в пользу ДОБРА, совершению поступков в соответствии с ПРИНЦИПАМИ СПРАВЕДЛИВОСТИ.