quote Обретение чувства бытия v широком смысле – это отношение к себе
и своему миру, переживание своего бытия (включая ощущение себя
собой)… Сознавание собственного бытия происходит на уровне
понимания себя
Ролло Мэй

Как одолеть гордыню

"Кто сподобился видеть самого себя,
тот выше сподобившегося видеть ангелов“
Исаак Сирин

Карен Хорни подчеркивает, что сознавать себя и избавиться от ГОРДЫНИ означает принять на себя единственную имеющую значение ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, которая, по сути, „не больше, но и не меньше, чем обычная, простая честность в ответах самому себе о себе и о своей жизни; у этой честности три дела“:

1. прямое признание себя таким, какой ты есть, без преуменьшений или преувеличений;
2. готовность отвечать за последствия своих действий, решений и т.п., не пытаясь "вывернуться" или свалить вину на других;
3. осознание, что решение твоих проблем зависит от тебя, а не другие люди, судьба или время должны их за тебя решать.

Уход от ответственности за себя мешает любому человеку увидеть и преодолеть свои проблемы.

Одним из важных шагов для САМОСОЗНАНИЯ является растождествление со своими РОЛЯМИ, которые мы привыкли ИГРАТЬ. Это позволит нам для начала посмотреть на себя со стороны. В этом случае мы окажемся лицом к лицу с самими собой. Эта встреча не из простых, она может вызвать сильную тревогу, поскольку голоса САМОСТИ (ДИАЛОГИЗИРУЮЩАЯ САМОСТЬ) могут быть весьма непривычными для нас, даже пугающими. Особенно голоса, которые до сих пор были ВЫТЕСНЕНЫ и “заперты” в подсознание.

Еще Фридрих Ницше говорил о том, что человеку необходимо преодолеть тревогу от встречи с самим собой: “чтобы обрести мудрость, ты должен научиться слушать лай диких собак, что доносится из твоего подвала”.

На другой путь указывает Карл-Густав Юнг, утверждающий, что “самонадеянность ЭГО (Я) может быть ослаблена только моральным поражением“. Юнг имеет в виду, что человек должен сделать моральное усилие, чтобы исправить свои недостатки. Моральное поражение при атом потерпит хорошо укоренившаяся в мире натура человека со всеми ее добродетелями, являющимися, по сути, ни чем иным, как предметом человеческой гордыни. Поэтому от ответственного и честного в отношение самого себя человека требуется, по словам Юнга, “нанести поражение своим добродетелям, ослабив связи с миром и действенность собственной адаптации“.

Карен Хорни призывает прислушиваться к своим чувствам, чтобы отличить подлинные чувства от неподлинных: “чувства, идущие от сердцевины нашего бытия, обладают непосредственностью, глубиной и искренностью“. Чувства же, связанные с гордыней, будут лишены одного или всех указанных качеств.

Калинаускас также призывает человека реорганизовывать самого себя. Для этого необходимо перестать воспринимать себя как некую неизменную и самодовлеющую ЦЕННОСТЬ, как нечто не подвластное нам самим, а воспринимать себя как объект исследования, на который можно воздействовать и строить по собственному плану. Добавлю от себя: "строить себя по Образу и Подобию", основывая свою САМООЦЕНКУ на реальных и честных критериях, которые предлагает нам наша БЫТИЙНАЯ СОВЕСТЬ.

Карен Хорни в качестве средства от гордыни указывает на здоровую самодисциплину, которая „предполагает признание ограниченности (времени, сил, денег), предполагает также знание о своих реальных ЖЕЛАНИЯХ и умение отказаться от менее важных ради более важных“.

Учитывая важнейшую роль, которую в формировании гордыни играет ОБЛАДАНИЕ, важно отказываться от лишних притязаний. Бытию чуждо обладание – ведь ничего нельзя удержать навечно, все течет и изменяется. Потому-то притязания человека на обладание чем бы то ни было лишь создают иллюзию собственной устойчивости и силы (даже иллюзию вечности - см., в частности, ЗАЩИТЫ ОТ ТРЕВОГИ СМЕРТИ).

Гордыню можно преодолеть возвратом в МОДУС БЫТИЯ. Карлейль так сформулировал этот подход: "Приравняй свои притязания к нулю, и целый мир будет у ног твоих. Жизнь начинается только с момента отречения".

Карен Хорни призывает нас к тому, чтобы мы свое "спокойное чувство собственного достоинства“ основывали на реальных вещах, к которым она относит заслуженную высокую оценку своих особых достижений, всеобъемлющее чувство собственной ценности. Так, на место гордыни придут „независимые убеждения и умение действовать в соответствии с ними, способность полагаться на себя, основанная на оценке собственных ресурсов, умение брать на себя ответственность, реалистичный подход к собственным качествам, возможностям и ограничениям, сила и прямота чувств, способность устанавливать и поддерживать хорошие отношения с людьми“.

Но, в то же время, крайне опасна гордыня, предметом которой человек делает некие качества своей личности, будь то ум, хитрость, красота, умение контролировать ситуацию или манипулировать другими. Да даже и совесть, и умение быть ответственным могут вполне стать предметом гордости.

Гордец засчитывает себе, тем самым, в заслугу то, что он не создал (да и не мог создать) собственными руками, что ему попросту было дано. Поэтому человек чувствует себя глубоко несчастным, лишившись, в силу тех или иных обстоятельств, этих свойств или умений. Стоическое правило счастья заключается, по словам У. Джеймса, в том, „чтобы заранее считать себя лишенными всего того, что зависит не от нашей воли, — тогда удары судьбы станут нечувствительными“.

По сути, и тело наше, и все свойства наши нам даны лишь в пользование. И наша задача состоит не в превознесении самих себя за обладание этими свойствами и умениями, а в достойном, честном, эффективном пользовании тем, что нам дано – то есть, проживать свое БЫТИЕ, посвящая себя СТАНОВЛЕНИЮ, а не тщеславному любованию своими задатками или достижениями.

Позволю себе привести по этому поводу слова Иоанна Лествичника:

„Стыдно тщеславиться чужими украшениями, и крайнее безумие — гордиться Божиими дарованиями. Превозносись только теми добродетелями, которые ты совершил прежде рождения твоего; а те, которые ты исполнил после рождения, даровал тебе Бог, как и самое рождение. Какие ты исправлял добродетели без помощи ума, те только и твои; потому что Бог даровал тебе и самый ум. Какие подвиги показал ты без тела, те только и относи к твоему тщанию; ибо и тело не твое, а творение Божие“.

Эти слова могут показаться парадоксальными, однако они отражают важнейшую истину: нет и не может быть исключительной заслуги человека ни в том, что он обладает некими качествами (они были даны ему исходно), ни в том, что он добивается определенных успехов в своих делах и в жизни (СУДЬБА является в значительной степени стечением многих – часто совершенно не зависящих от человека обстоятельств).


***


Карен Хорни считает, что противоположностью гордыни является самоосуществление (см. СТАНОВЛЕНИЕ), то есть опора на развитие своего ПОДЛИННОГО Я:

„По отношению к самому себе это означает стремление более ясно и глубоко испытывать свои чувства, желания, убеждения; найти доступ к своим ресурсам и использовать их конструктивно; яснее воспринимать направление своей жизни, с ответственностью за себя и свои решения.

По отношению к другим – это стремление общаться с ними в соответствии со своими истинными чувствами; уважать в них отдельную личность со своими правами и особенностями; взаимодействовать с ними, а не использовать их как средство достижения своих целей.

По отношению к работе это означает, что сама работа становится важнее, чем удовлетворение гордости или тщеславия, а цель ее теперь – открыть и развить то, чем ты одарен, и стать более продуктивным.

От ощущения, что он уникальное исключение из правил, человек перейдет к чувству, что он – часть гораздо большего целого. И он будет готов и способен принять свою долю ответственности за это целое и конструктивно сотрудничать с ним, как только сможет. Это может касаться осознания общих целей группы, в которой он работает. Это может касаться его места в семье, в обществе, в политической ситуации.

Этот шаг важен не только потому, что он расширяет личный горизонт, но и потому, что найдя или приняв свое место в мире, человек обретает через активное участие в жизни чувство принадлежности к миру и внутреннюю уверенность, идущую от этого чувства“.