Творчество
„Современный уровень развития естественных наук выдвигает перед каждым из нас в отдельности и перед культурой в целом настоятельное требование творческой адаптации к новому миру“, - заявляет Карл Роджерс, подчеркивая при этом, что именно ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД к жизни является условием выживания человечества в стремительно меняющихся условиях современности.
Карл Роджерс понимает под творческим процессом „деятельность, направленную на создание нового продукта, вырастающего, с одной стороны, из уникальности индивида, а с другой – обусловленного материалом, событиями, людьми и обстоятельствами жизни“.
Мы рассмотрим ниже различные аспекты творческой активности человека, но сначала я хочу обратить внимание на трансцендентный характер творчества, заключающийся в следующем: Человек выходит в творческом акте из своей РЕАЛЬНОСТИ, преобразуя ее в новую реальность, которая представляет собой реализацию некоего проекта. Иными словами, человек в своем ФОКУСЕ БЫТИЯ выходит из „здесь и сейчас“, сначала в своих представлениях создавая образ другой реальности, а потом в ходе ВОЛЕВОГО АКТА движется в направление этого образа.
ТВОРЧЕСТВО КАК ПОПЫТКА ПОЗНАНИЯ И УПОРЯДОЧИВАНИЯ МИРА
„РЕАЛЬНОСТЬ существует в многообразии запутанных фактов, но "Я" вносит структуру в мое отношение к ней, у меня есть "мой" способ восприятия действительности…, - пишет Карл Роджерс, - Это то, что мы можем назвать чувством "Эврика!": "Вот оно!" "Я открыл!" "Вот то, что я хочу выразить!"“.
Открывая реальность, человек пытается выявить самое существенное, то, что ближе именно ему. Отражая реальность в своем творчестве, человек, по сути, создает некую новую, пропущенную через призму его "Я" и тем самым по-новому упорядоченную реальность. Роджерс считает, что "именно эта организованная личная избирательность придает продуктам творчества их эстетические свойства".
ПРОДУКТ ТВОРЧЕСТВА: ХОРОШИЙ ИЛИ ПЛОХОЙ?
Продукт творчества, согласно Роджерсу, - это реальное воплощение идей (выраженных в словах, записаных на бумаге, переданных в произведении искусства или отраженных в изобретении):
„Эти произведения должны быть совершенно новыми, их новизна проистекает из уникальных качеств индивида при его взаимодействии с объектами опыта. Творчество всегда оставляет след индивида на своем продукте, но этот продукт – не сам индивид или его материалы, а результат отношений между ними“.
Продуктом творчества может быть и результат творческого отношения к себе и к миру. Этим продуктом является формирование нового отношения человека к самому себе, к своим обстоятельствам, к РЕАЛЬНОСТИ и миру.
Само по себе творчество как процесс не может быть плохим или хорошим. По словам Карла Роджерса, „изобретение анестезии или средств уничтожения творчество в равной мере… Творчество не зависит от какого-то определенного содержания. нет разграничения между "хорошим" и "плохим" творчеством“.
Далее, Роджерс утверждает, что „самое главное в творчестве – это его новизна, и, следовательно, у нас нет эталона, по которому можно оценить его продукт (то есть - хороший он или плохой)“. Однако никто не станет отрицать, что имеются как социально значимые, полезные результаты творчества, так и социально опасные.
Попробуем разобраться, на основании каких критериев можно счестьпродукт творчества опасным или вредным. Ведь, как пишет Карл Роджерс, „сознательно мы не хотим помогать индивидам, чей творческий гений проявляет себя в изобретении новых и все более совершенных способов воровства, эксплуатации, экзекуции и убийства других людей или в создании каких-то политических организаций или видов искусства, которые ведут человечество на путь физического или психического самоуничтожения“.
Я думаю, что критерием „плохого“ творчества в моральном плане можно считать НАМЕРЕНИЕ творца, которое ставит и само творчество, и его продукт на службу ЗЛА.
Надо сказать, что чаще мы имеем дело со злыми намерениями использования продукта творчества – то есть уже на прикладном уровне. Хотя те, кто дорабатывают, творчески усовершенствуют некий продукт, который заведомо должен или может служить злу, сами приобщаются (даже если они это не до конца осознают) к процессу служения злу.
Карл Роджерс подчеркивает в этой связи: „Ни один из современников не может правильно оценить продукт творчества в то время, когда он создавался, и это утверждение тем справедливее, чем больше новизна этого творения. История знает немало печальных примеров, когда появление некоторых творений (различных утопий, запретов и т.п.), которые провозглашали своей целью достижение социального блага, приводило к трагедии“.
Так, творческое намерение может быть вполне искренним, а результат творчества может быть использован во зло. Так, изобретатели самолетов, наверное, не думали, что потомки их детищ со временем превратятся в грозное оружие. Продукты их творчества, созданные для радости полета, используются другими, намерения которых отнюдь не такие радужные.
Еще более впечатляющие контрасты мы видим в творчестве ученых, исследующих и пытающихся укротить процессы, происходящие в атомном ядре. Вспомним Андрея Дмитриевича Сахарова, который работал не за страх, а за совесть над созданием водородной бомбы, будучи уверенным, что он делает благое дело, служа своей социалистической империи. Когда же он понял, что его отечество готово использовать плоды его творчества во вред человечеству, к тому же еще и прикрывая „ядерным щитом“ творящиеся внутри него беззакония, он встал на путь протестной активности. Конечно, продукт его творчества уже перестал быть ему подконтролен, и уже другие люди монопольно распоряжаются тем, когда и на какие дела может быть использован этот продукт.
Судьбу продукта творчества основателей научного коммунизма можно считать трагической. Созданная ради торжества светлых ИДЕАЛОВ справедливости теория стала искушением для миллионов РОМАНТИКОВ, руками которых проливались моря крови, ломались устои, низвергались вековые ценности. А последователи этих романтиков нагло и трезво воспользовались плодами их завоеваний – для того чтобы творить ужасающие несправедливости, стоящие жизни десятков миллионов людей.
И, напротив, "история свидетельствует о том, что чем оригинальнее продукт творчества и чем шире последствия его применения, тем более вероятно, что он будет оценен современниками как зло, - пишет Роджерс, - По-настоящему значительное творение – будь то идея, произведение искусства или научное открытие, – скорее всего, будет считаться ошибочным, плохим или глупым; позднее оно может казаться чем-то очевидным, само собой разумеющимся; и как правило, спустя много лет оно получает окончательную оценку как выдающийся творческий вклад: Галилей и Коперник сделали творческие открытия, которые в их время оценивались как богохульство и зло, а в наши дни считаются основополагающими и конструктивными“.
Однако что делает творца служащим добру или злу, чем движим творящий человек?
ТВОРЧЕСТВО И МОДУС БЫТИЯ
МОДУС БЫТИЯ предполагает принятие бесконечного потока перемен, свойственного бытию, и погружение в процесс бытия, его сознавание и сознавание себя и своей деятельности в этом потоке. При этом, как подчеркивает Роджерс, „единственную возможность поспеть за калейдоскопом изменений в мире дает человеку по-настоящему творческая адаптация“.
ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД к своей жизни предполагает индивидуальное решение, индивидуальный выбор в каждой конкретной ситуации, не зацикливание на застывших шаблонах, а стремление к новым путям и решениям. Даже в условиях рутинной работы возможно творчество, заключающееша в сотворении новых подходов, нового опыта и нового отношения к тому, чем приходится заниматься.
Роджерс указывает, что поведение человека становится творческим, когда человек "открыт" всему своему опыту. При этом, подчеркивает Роджерс, можно надеяться, что это творчество будет носить созидательный характер:
„В той степени, в которой индивид отказывается сознавать (или подавляет, если вы предпочитаете этот термин) значительную часть своего опыта, его творения могут быть патологическими или социально вредными или тем и другим сразу.
В той степени, в которой индивид открыт всем сторонам своего опыта, а все многообразные чувства и ощущения его организма доступны его сознаванию, новые продукты его взаимодействия с окружающим миром будут скорее созидательными и для него самого, и для других.
Когда индивид становится более открытым, больше сознает все стороны своего опыта, значительно возрастает вероятность того, что он будет действовать социализованно. Если он способен сознавать свою враждебность, но также и свое стремление к дружбе и принятию других, сознавать ожидания своей культуры, так же как и свои собственные цели, сознавать свои эгоистические желания, но также и свою нежность, внимание и заботу о другом человеке, тогда он ведет себя гармонично, целостно и созидательно.
Чем более он открыт своему опыту, тем больше его поведение говорит о том, что человеческий род по своей природе склонен к созидательной социальной жизни“.
ТВОРЧЕСТВО И СОВЕСТЬ
Именно проживание в МОДУСЕ БЫТИЯ делает человека открытым не только миру, но и самому себе, и другим людям. Человек при этом живет с опорой на свою СОВЕСТЬ и действует в соответствие с ПРИНЦИПАМИ СПРАВЕДЛИВОСТИ. Совесть человека дает его творчеству определенные рамки. Лишь опираясь на ПОДЛИННЫЕ ЦЕННОСТИ в своем творчестве, человек может создавать плоды, которые будут служить благу других людей, не будут по отношению к ним несправедливы.
Совесть устанавливает человеку некие рамки, которые ограничивают его ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ, которую многие ошибочно считают СВОБОДОЙ. Эти рамки, которые ограждают людей от жестокости и агрессии в отношение друг друга, существуют уже тысячелетия. Они сформулированы в Заповедях, суть которых сводится к формуле Гилеля: „не делай другому того, что не желаешь самому себе“. Игнорирование этих Заповедей приводит к той формуле, которую Достоевский вывел в своем романе „Братья Карамазовы“: „Если Бога нет, то все дозволено“.
Человек, следующий этой формуле, может совершать поступки, которые могут иметь весьма печальные последствия для его окружения. Чем выше положение человека, чем больше у него возможностей влияния на мир, тем масштабнее и страшнее могут быть последствия того, что он „творит“.
Примеры „безбожного креатива“ дает нам современное законотворчество в России. Госдума, к которой пристало насзвание „взбесившийся принтер“, выпускает законопроекты и принимает законы либо один абсурднее другого, либо прямо ограничивающие права и свободы граждан, то есть нарушающие те самые ПРИНЦИПЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ.
Действуя в угоду исполнительной власти, законотворцы запрещают напропалую массу вещей, ставя под угрозу и здоровье, и жизнь простых россиян. Взять, к примеру, предложение наделять правом голоса детей из многодетных семей, поскольку, якобы, именно ради них избираются депутаты в новые органы законодательной власти. Ну очень креативно. И одновременно бесконечно абсурдно, поскольку лишено малейшего СМЫСЛА (если не иметь под ним в виду шкурные ИНТЕРЕСЫ власти), а также может быть крайне вредным для будущего страны.
Прогресс как проявление творческой активности человечества также может быть чисто механическим процессом, когда главная опора делается ны открытия и их применение без учета ближайших и отдаленных негативных последствий на других людей и на человечество в целом. Поэтому человечство стоит перед выбором: поддерживать ли и дальше прогресс механический, рискуя при этом столкнуться с катастрофой (самой непредсказуемой из которых многие ученые считают создание искусственного интеллекта и выход его из-под контроля своих создателей), или же задать прогрессу некие рамки, наделив его, тем самым, неким божественным СМЫСЛОМ.
ТВОРЧЕСТВО КАК ИГРА
ИГРУ мы рассматривали как одну из важнейших составляющих человеческой жизни. ВООБРАЖЕНИЕ подсказывает играющему ситуации и объекты, которые составляют воображаемую реальность человека. Он творит эту реальность, давая названия ее объектам, вдыхая в них жизнь и оказываясь, тем самым, в центре некоего нового мира.
Процесс творчества предполагает то же самое. Даже в самой скучной и тяжелой рутине можно найти подобные элементы. Наверное, поэтому творческий подход так захватывает человека и прогоняет СКУКУ. Если же человеку удастся обнаружить СМЫСЛ в своем творчестве, то кроме РАДОСТИ он почувствует еще и необычайную наполненность жизни.
Те, кто проявляет свою креативность во имя торжества собственной гордыни, тоже играет. Но это игра не ради игры. Здесь важно именно выиграть, именно переиграть других. Такая игра нередко не хочет укладываться в рамки. Игрок, напротив, позволяет себе вольности, идет на обман, который сам по себе считают едва ли не венцом креативности. В целом, подобный человек больше сил и творческиой энергии вкладывает в то, чтобы добиться своего ценой большего или меньшего ущерба другим.
Этому аспекту творчества способствует, по мнению Карла Роджерса, „способность к необыкновенным сочетаниям элементов и понятий“:
"Связанная с открытостью и отсутствием ригидности, эта способность предполагает спонтанную игру с идеями, оттенками, формами, отношениями – жонглирование элементами и составление из них невероятных сочетаний, выдвижение безумных гипотез, нахождение проблем в общеизвестном, выражение нелепого, превращение одной формы в другую, соединение несоединимого.
Именно из этой спонтанной игры-исследования вырастает интуиция, творческое видение нового и существенного в жизни. Как будто из огромного, избыточного скопления тысяч возможностей появляется одна или две эволюционные формы с качествами, которые придают им неизменную ценность“.
В качестве иллюстрации хочу привести стихотворение Евгения Евтушенко ИСКУССТВО СОСТАВЛЕНИЯ БУКЕТОВ, которое вы сможете прочесть по ссылке.
ТВОРЧЕСТВО КАК ИСТОЧНИК УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ
„Человек творит в первую очередь потому, что это его удовлетворяет“, пишет Карл Роджерс. Вспомним восклицания Творца, когда он создавал этот Мир: "И увидел Он, что это хорошо".
Человек также может ощущать немалое удовлетворение тем, что ему удалось сотворить нечто новое, в той или иной степени соответствующее его ожиданиям или даже превосходяшее их.
Нахождение новых путей, сам процесс творчества и его плоды могут быть мощным источником переживания РАДОСТИ и СЧАСТЬЯ.
ТВОРЧЕСТВО КАК ДИАЛОГ
Важным мотивом творчества является желание общения. Вот что пишет по этому поводу Карл Роджерс:
„Сомнительно, что человек может творить, не испытывая желания поделиться с кем-нибудь своим творением. Это единственный способ смягчить беспокоящее чувство отъединенности и уверить себя в принадлежности к определенной группе. Он может доверять свои теории только своему личному дневнику. Он может записывать свои открытия с помощью тайного кода. Он может прятать свои стихи в запертом ящике стола. Он может хранить свои картины в чулане. При всем этом он жаждет общаться с группой людей, которые поняли бы его. Иногда он вынужден вообразить такую группу. Он творит не для того, чтобы общаться, но, когда творческий акт совершился, он хочет поделиться с другими новым качеством – "себя-в-отношении-с-окружающим-миром".
Своим творчеством человек вступает в ДИАЛОГ с самим собой, с миром, с Богом, с другими людьми. Творчество - это сообщение другим и себе о своих открытиях, о видении мира, о себе самом.
Язык, которым творец общается с миром, зависит от того, что он творит. Именно стремлением донести свое послание до мира, до других и до самого себя, необходим - язык творчества, соответствующий виду творчества. Это может быть и обычный язык, которым люди общаются между собой (см. КОММУНИКАЦИЯ) – и язык - язык музыкальный, архитектурный, поэтический, инженерный, язык формул, пластики, движения...
Сам процесс творчество и его цели могут становиться СМЫСЛОМ жизни (или данного периода жизни) человека. Смысл, как мы знаем, отвечает на вопрос „ради чего?“. Как раз отвечая себе на вопрос „ради чего творить?“, человек и коммуницирует с самим собой и с миром (сн. СМЫСЛ КАК ДИАЛОГ).
Но, как мы знаем, любое общение предполагает собой необходимость не только донесения до другого некоего сообщения, но и ПОНИМАНИЯ. Именно оттачивание языка своего творчества позволяет человеку донести до других (и до самого себя) то, что он считает важным.
Здесь можно сделать акцент на “качестве” продукта творчества. Так, думаю, лучший продукт будет отличаться тем, что его творец нашел соответствующий язык. А язык можно оценивать на основании того, насколько он доходчив и „понятен“ другому, насколько затрагивает его душу и подвигает к открытиям, то есть к со-творчеству. Ведь плоды творчества не потребляются другими людьми просто так, даже не дают готовых ответов - а побуждают к вопросам, которые зритель, слушатель, читатель задает сам себе - и к поиску ответов на них.
ТВОРЧЕСТВО И САМООЦЕНКА
Творчество способствует повышению САМООЦЕНКИ человека. Наверное, в этом заключается один из важнейших МОТИВОВ творческого акта. Если самооценка питается из внутренних источников, то сам процесс творчества и стремление к созданию чего-то нового будет позитивно влиять на человека – даже независимо от результата (или, по крайней мере, не будет зависеть от этого в критической мере).
Если же источник самооценки лежит во вне – в социуме, среди значимых для человека людей, - то человек окажется зависим от этой оценки. Одна из задач творчества в этом контексте - это "себя показать". Тем самым, человек рассчитывает на получение "лайков" - или, говоря "по старинке", одобрения, похвалы со стороны других людей. Это негативно скажется на самооценке - особенно если продукт творчества с точки зрения оценивающих не очень удачен.
Не менее негативно сказывается такое стремление и на самом творчестве. Человек будет стараться подогнать результаты своего творчества под ожидания других людей. Это, несомненно, обедняет творчество, превращая его в некую деятельность по самоудовлетворению через удовлетворение других людей.
Самоудовлетворение от процесса творчества или от определенных достижений могут свойственно для тех, кто находится во власти ГОРДЫНИ, то есть переживает себя тем, кем хочет видеть человека его ИДЕАЛЬНОЕ Я. Творчество может являться для человека важной составляющей его ИДЕНТИЧНОСТИ, потому любой удар по этой составляющей явится ударом по его гордыне.
ТВОРЧЕСТВО КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ИНТЕРЕСА
Карл Роджерс пишет: "Многие, возможно большинство, творений и открытий, которые, как оказалось, имеют большую социальную значимость, имели в своей основе скорее стремление удовлетворить личный интерес, чем социальную значимость“.
Творчество может отражать стремление человека к познанию, к открытию нового (до сих пор ему неведомого). Это есть проявление ИНТЕРЕСА и ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ, проявление естественного стремления к познанию мира. Человек изучает себя, других людей, мир, пытаясь понять их и отобразить для себя картину того мира, который он познает и открывает для себя. Результатом таких творческих открытий могут быть самые различные продукты – от произведений искусства до научных открытий.
Стремление к освоению мира есть фактор эволюции. Творчество здесь способствует тому, чтобы создавать не только новые способы взаимодействия с реальностью, но и создание новой реальности, являющейша продуктом творческого подхода к жизни.
Помогая человеку в открытии в себе еще не известных ему способностей, творчество способствует самопознанию.
Творческий подход к жизни, побуждая познавательную и исследовательскую активность является альтернативой замыканию в своем мирке, что свойственно ТРЕВОГЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ.
В то же время, Карл Роджерс подчеркивает в этой связи одну особенность творческого акта – это волнующее чувство отъединенности. Роджерс уверен, что многие значительные творения или открытия сопровождаются известными сомнениями, столкновением с чувством ОДИНОЧЕСТВА. Творящий, по мнению Роджерса, нередко думает: "Возможно, я глуп, или неправ, или заблуждаюсь, или ненормален. Я один. Никто не делал этого раньше. Я осмелился ступить на территорию, где никто не бывал".
ТВОРЧЕСТВО КАК САМООСУЩЕСТВЛЕНИЕ
По мнению Карла Роджерса, „главным побудительным мотивом творчества служит стремление человека осуществить себя, проявить свои возможности, - стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и личности. Это стремление может быть глубоко скрыто под несколькими слоями ржавых психологических защит; оно может быть спрятано за не сознаваемым человеком искусственным фасадом. Это стремление есть в каждом индивиде и ожидает только подходящих условий для освобождения и проявления. Именно оно служит главной мотивацией творчества, когда организм вступает в новые отношения с окружающим миром, пытаясь наиболее полно быть САМИМ СОБОЙ)“. Человек творит, „потому, что он чувствует в этом САМОАКТУАЛИЗАЦИЮ".
Человек, пожалуй, никогда не довольствуется своим прошлым или настоящим. Его притягивает будущее. Он сам создает собственный ОБРАЗ БУДУЩЕГО и пускается в путь, чтобы этот образ стал явью. Образ будущего непременно включает в себя и самого человека – каким ему быть в том новом мире, который ждет его в будущем. Ж.-П. Сартр назвал такое представление человека о будущем себе „собственным проектом". Таким образом, вся жизнь человека представляет собой движение к тому образу самого себя, который человек себе создает.
Конечно, этот образ будет подвергаться уточнениям и корректировкам, порой весьма существенным – в зависимости от успешности предприятия или в силу различных благоприятных либо неблагоприятных обстоятельств. Тем не менее, в процессе движения человека к реализации этого проекта происходит творческое преобразование мира и самого себя. Можно назвать весь этот процесс шагами к сотворению самого себя.
Итак, творение своего мира и самого себя – то что мы называем процессом СТАНОВЛЕНИЯ – есть творческий акт, в процессе которого реализуются МЕЧТЫ и происходит наиболее полное раскрытие ПОДЛИННОМУ Я человека. Попытки же создать из себя том что требует от человека его ГОРДЫНЯ, оказываются рабским трудом (работа из-под палки – как требует его ИДЕАЛЬНОЕ Я) и неминуемо столкнется с разочарованием и разбитыми иллюзиями. Хотя в креативности иным гордецам не откажешь. Но это не добрая креативность во имя самоосуществления – это креативность „злая“, поскольку нередко ее жертвами оказывается не только другие люди, за счет которых человек пытается добиться своего, но и сам гордец.
ТВОРЧЕСТВО КАК ПОПЫТА ПРОДОЛЖЕНИЯ
Одним из важных (хотя часто подспудных, не до конца или даже вовсе не осознаваемых) мотивов творчества является стремление увековечения самого себя, попытка "обмануть" смерть, избегнуть возврата в небытие. Плоды творчества, переживая своего создателя, служат как бы мостиком к бессмертию. Так в творчестве человек совладает с ТРЕВОГОЙ СМЕРТИ.
ТВОРЧЕСТВО КАК СО-ТВОРЕНИЕ
ВОЛЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ – это специфически человеческое, сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек планово совершает шаги в направление поставленной цели, подчиняя свои импульсы сознательному КОНТРОЛЮ и изменяя себя и окружающую действительность в соответствии со своим замыслом. Человек, тем самым, превращается в Со-Творца: своими собственными руками, на основании своих собственных решений и выборов он сознательно изменяет свой мир, доступную ему РЕАЛЬНОСТЬ.
Вопрос только в том, в соответствии с какими НАМЕРЕНИЯМИ осуществляет человек свое творчество, ставит ли он своей СВОБОДЕ, свободе своего творчества определенные РАМКИ. Иначе Со-Творение Мира грозит превратиться в беспредел и окончиться хаосом и страданиями.