quote Фрагментарность жизни не умаляет ее смысла. Из длительности сроков
жизни мы никогда не сможем вывести меру ее осмысленности…
Мы должны основываться в оценке любой биографии
на богатстве ее содержания
Виктор Франкл

Деструктивная вера

Вера вере рознь. Здесь мы упомянем веру по принципу ОБЛАДАНИЯ, которая, уводя человека от самого себя, отнюдь не способствует его росту. По Эриху Фромму такая вера представляет собой обладание неким ответом, не нуждающимся ни в каких рациональных доказательствах:

“Этот ответ состоит из созданных другими людьми формулировок, которые человек приемлет в силу того, что он этим "другим" подчиняется. Этот ответ создает чувство уверенности… Это своеобразный пропуск, позволяющий примкнуть к большой группе людей. Он освобождает человека от тяжелой необходимости самостоятельно мыслить и принимать решения. Имея этот ответ, человек становится одним из „счастливых обладателей истинной веры“. Вера по принципу обладания претендует на утверждение абсолютного, неопровержимого знания, которое представляется правдоподобным, поскольку кажется непоколебимой сила тех, кто распространяет и защищает эту веру“.

Подобная вера придает смысл жизни людям, склонным во всем полагаться на высшие силы, а также подчиняться силе вообще и верить в авторитеты. Кроме того, такая склонность позволяет бежать от ОТВЕТСТВЕННОСТИ человеку, который как огня боится своей СВОБОДЫ, без которой никакая ответственность невозможна. ФАНТАЗИИ и вера в чудеса служат этой же цели (см., в частности МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ).

Эрих Фромм называет подобную веру ИРРАЦИОНАЛЬНОЙ ВЕРОЙ.

Говоря о деструктивности такой веры, я не имею в виду, что она непременно наносит непосредственный вред человеку (ведь в прагматическом смысле вера помогает человеку в непосредственном проживании его бытия), а то, что она, как минимум, не способствует, а то и препятствует, его РОСТУ и СТАНОВЛЕНИЮ как полноценной личности. Рассмотрим ниже некоторые аспекты деструктивной веры.

Далее, Бог может выступать как костыль и подпорка, как защита от всего и как источник вознаграждения. Как отмечает Фриц Риман, когда люди „не получают желаемого, хотя бы в качестве вознаграждения за свою скромность, то уповают на Небо в соответствии с обещаниями христианской идеологии“.

Уповая на Бога, человек как бы перекладывает на него ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за все, что с ним происходит. Опорой на Бога прикрывает человек свою безответственность и ничегонеделание.

Порой человек доходит до того, что в своем потребительское отношении к Богу ожидает от него автоматического исполнения всех своих желаний и прихотей. А если этого не происходит, то человек начинает роптать и СОМНЕВАТЬСЯ в предмете своей веры. Но, как говорится, „на Бога надейся, а сам не плошай“. Стоит вспомнить в этой связи старый анекдот:

"Один очень верующий человек в течении 20 лет каждый день молил Господа, чтобы тот дал выиграть ему в лотерею. Но его молитвы оставались напрасными. И вот однажды, он поднял к небесам седую голову и со слезами на глазах вопросил Господа:

О Господи, я ли не молил тебя, я ли не служил тебе, я ли не вел праведную жизнь, так почему ты так и не даёшь мне то, что я так долго у тебя прошу???

Тут разверзаются небеса и Господь ему говорит

Купи, в конце концов, хотя бы один лотерейный билет!!!!".

Также Бога призывают, когда надо прикрыть или оправдать собственный беспредел, собственные проступки или неблаговидные поступки. Человек стремится "отмолить" свои прегрешения, своей показной верой (хотя человек может быть уверен в своей искренней набожности) и богоугодными делами (например, пожертвованиями) заслужить прощение. Таким стремлением пользуются недобросовестные церковники, которые за деньги отпускают все грехи (вспомним еще средневековые индульгенции, которые можно было купить на каждом шагу) и даже благославляют на новые дела (которые грозят быть не менее неблаговидными).

Идея Бога объединяет слабых и отчаявшихся, вселяя в них ощущение силы и смысла. Эти люди (как правило, малообразованные или жестоко травмированные СУДЬБОЙ), хватаются за Бога, как за соломинку. Их привлекает обещание награды в виде вечной прекрасной жизни на небесах и справедливости на земле. Таких людей отличает готовность ради вечной жизни и награды на небесах идти на смерть взамен за послушание и выполнение миссии, которая идет вразрез с УНИВЕРСАЛЬНЫМИ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ ЦЕННОСТЯМИ, нарушает ПРИНЦИПЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ, стремится урезать или отменить ПРАВА ЧЕЛОВЕКА, а то и вовсе покушается на жизнь другого человека.

Таков современный терроризм, который совершается во имя и именем Бога. Но сомнительно, чтобы этот Бог, который также есть Бог иудеев и христиан, желает и благославляет такие деяния. Поэтому стоит говорить о спекуляции идеей и именем Бога, который используется в своих манипулятивных и шкурных интересах людьми без СОВЕСТИ и без Бога в душе.

Другой стороной такого "использования" Бога является объединяющая идея. Бог, словно знамя, собирает ряды сторонников, укрепляя их чувство ИДЕНТИЧНОСТИ. Собравшисьвместе они ощущают себя сильнее, избавляются от пугающей ТРЕВОГИ ОДИНОЧЕСТВА или ТРЕВОГИ ПОТЕРИ ИДЕНТИЧНОСТИ. Борясь „именем Бога“ за достижение неких целей, они обретают иллюзию ОСМЫСЛЕННОСТИ собственной жизни, а „наказывая обидчиков“, преодолевают ТРЕВОГУ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ, не осознавая при этом, что своими деяниями они творят НАМЕРЕННО еще большую несправедливость.


***


Без БОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ и задаваемых религией РАМОК человеку грозит потеря человеческого. Звериная сущность прорвется наружу. Ведь, по мнению Достоевского, "если Бога нет, значит все дозволено".

Если человек, не будучи полноценно сформированной МОРАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ, сам выбирает для себя шкалу ценностей, то он легко может скатиться к идее вседозволенности. Он может на этом пути добиться многого (и для себя, и для „своих“), может стать знаменитым, богатым, грозным, могущественным. Его ГОРДЫНЯ будет торжествовать, ему будут поклоняться, его будут прославлять.

Человек чаще будет пытаться обосновать свои поступки (ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ) защитой тех или иных ЦЕННОСТЕЙ, действием во имя высоких СМЫСЛОВ или ИДЕАЛОВ. Но, даже если человек продолжает придерживаться неких конвенциональных норм и ПРАВИЛ, даже если он продолжает заявлять о своей приверженности ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ, все же его сущность претерпевает существенные изменения.

В лице подобных людей мы имеем дело не с личностями, а с „псевдоличностями“, которые, вроде бы, обладают массой позитивных свойств (харизма, энергия, неутомимость, определенное мужество), а также целым спектром видимых моральных качеств (справедливость, верность религиозным ценностям). На самом же деле за этим видимам фасадом стоят отсутствие МОРАЛИ и СОВЕСТИ, уверенность во вседозволенности, которая опирается на попрание ПРИНЦИПОВ СПРАВЕДЛИВОСТИ.

Примеру таких людей, становящихся кумирами нации, будут стремиться подражать и старые, и молодые… И, по мере "клонирования" таких псевдоличностей, место людей (человеков) будут занимать все больше „человекообразных“ существ, которые, прикрываясь религиозностью и именем Бога, а также другими „духовными скрепами“, укрепляющими чувство ИДЕНТИЧНОСТИ, будут хладнокровно, но чаще со страстью и рвением, творить неблаговидные дела во имя „высоких“ целей. Подробнее о такой динамике мы говорим в главе „СУБСТАНЦИОНАЛЬНОСТЬ И ОБЩЕСТВО“.