quote Мучительности нашего существования немало способствует и то обстоятельство,
что нас постоянно гнетет время, не дает нам перевести дух и стоит
за каждым, как истязатель с бичом. Оно только того
оставляет в покое, кого передало скуке
Артур Шопенгауэр

Защиты от тревоги пустоты

"Душа – это пустота в человеке,
которую он заполняет Богом
или Сатаной"
Из афоризмов Сони Шаталовой,
8-милетней девочки, страдающей аутизмом
Деструктивные защиты от тревоги пустоты
Если в сердце человека прокрадывается пустота (нередко сопровождаюшаяся ТРЕВОГОЙ ОТСУТСТВИЯ СМЫСЛА), человек всегда будет стремиться уменьшить эту тревогу, заполняя пустоту. Для человека имеется в конце концов лишь две возможности избавиться от ощущения пустоты (или эксистенциального вакуума): либо наполнить жизнь СМЫСЛОМ, либо заполнить пустоту чем бы то ни было еще.
Во многом способы защиты от тревоги пустоты и бессмысленности сходны с таковыми при ТРЕВОГЕ ПРЕДЕЛЬНОГО ОДИНОЧЕСТВА, хотя есть и некоторые специфические способы защиты. Ниже мы рассмотрим основные способы защиты от тревоги пустоты.
ДЕСТРУКТИВНЫЕ ЗАЩИТЫ
Одной из самых распространенных защит от тревоги пустоты, от вызываемого ей переживания скуки является структурирование, заполнение времени этой пустоты. Ведь, как мы уже знаем, ощущение пустоты жизни порождается ощущением незаполненного времени. Можно даже сказать - времени „в чистом виде“. Страсть к простому заполнению времени я отношу к деструктивным защитам, если та активность, с помощью которой заполняется время, лишена глубинного смысла, выходящего за рамки борьбы со скукой.
Конечно, не всякая подобная активность будет напрямую разрушать личность человека (как, например, наркомания или алкоголизм). Но, по большей части, развитие ПОДЛИННОГО Я и СТАНОВЛЕНИЕ будут поставлены применением таких способов защиты от тревоги пустоты под большой вопрос. Почему? Да потому что заполнение времени занятиями, нацеленными на борьбу со скукой, уменьшает соответственно количество того времени, которое человек может проводить наедине с самими собой, прислушиваясь к голосу своего ПОДЛИННОГО Я, к голосу тревоги, зовущей его к переменам.
Человек, движимый как бы навязанными ему извне побуждениям (будь то уборка по мдому или работа до изнеможения), не имеет времени на то, чтобы подумать об истинно важном, переосмыслить прожитый опыт, взглянуть в лицо своей реальности и помечтать о будущем, принять важное решение, сделать выбор. Только прислушиваясь к самому себе и к своей тревоге, человек может осознать отсутствие СМЫСЛА в том, что он делает, как он живет, к чему он стремится.
Чрезмерная активность с целью „убить“ или аполнить время, не только отнимает время для раздумий, необходимых для постановки осмысленных целей, но и истощает человека, выкачивая из него всю его энергию, так что у него просто не остается сил для достижения этих целей. „Вечная“ занятость превращает человека в автомат, который легко подчиняется чужой ВОЛЕ. Ведь на свою волю (требующую осознания глубинных потребностей и желаний, постановки ОСМЫСЛЕННЫХ целей, принятия адекватных решений, осуществления выборов на основе внутренней системы ЦЕННОСТЕЙ и совершения поступка, не противоречащего СОВЕСТИ) не остается ни сил, ни времени.
Еще на один важный механизм деструктивности попыток избавиться от скуки хотелось бы мне обратить ваше внимание. Для того, чтобы заполнить пустоту, необходимо приложить усилия. И чем больше сфера бытия человека, чем шире границы его мира, тем больше надо усилий для того, чтобы заполнить образующуюся пустоту. Поэтому для "экономии" энергии и других ресурсов (как внутренних, так и внешних, в том числе финансовых и организационых), человек бессознательно прибегает к сужению круга собственного мира. Он все больше замыкается в своем все более сужающемся узком мирке. Так, человек теряет важные межчеловеческие связи, лишает себя перспективы развития. И подступают ТОСКА, УНЫНИЕ или ОТЧАЯНИЕ.
ЗАЩИТА С ПОМОЩЬЮ СМЕЩЕНИЙ ПО ОСЯМ БЫТИЯ
СМЕЩЕНИЕ ПО ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОСИ
В первую очередь стоит отметить реальные перемещения ПО ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОСИ. Люди, томиные скукой, бегут прочь от ощущения пустоты. Точнее, они заполняют эту пустоту перемещениями – будь это прогулки, путешествия, экскурсии или просто бесцельное шатание по улицам и магазинам. В основе – простое “поглощение” пространства, которое “убивает” пустое время. Но не стоит исключать и другие сопутствующие таким перемещениям возможности подавления тревоги пустоты. Тут и поглощение новой информации, и удовлетворение банального ЛЮБОПЫТСТВА.
Ко всему прочему, прогулки, походы и путешествия утомляют, вызывают усталость – а та, в свою очередь, служит лучшему сну. А хорошо спать – это значит уменьшать количество свободного времени, которое сталкивает человека с ощущением пустоты.
Здесь же стоит упомянуть самые элементарные пространственные перемещения тела или головы - маятникообразные движения, характерные очень для хронических психических больных, вынужденных месяцами находиться в больницах. Старым медсестрам хорошо знакомы такие раскачиваниа пациентов. Я думаю, что тело, совершая движения маятника, как бы отсчитывает секунды, подобно обычным часам. Налицо определенная "занятость", дающая аморфному времени некую структуру.

СМЕШЕНИЯ ПО БЫТИЙНОЙ ОСИ
Бытийная ось отражает проживание человеком своего бытия в конкретный момент времени – в ФОКУСЕ БЫТИЯ. Виртуальная реальность является иной реальностью – иной, по отношению к той, которая имела бы место, если человек не ушел в воображаемый мир. В этом мире человек, по сути, не живет “другую” жизнь. Он живет свою жизнь, но несколько иным способом. Он не занят трудовыми свершениями или общениями с реальными людьми, он проводит свое время в мире ИГРЫ, в мире своего воображения. И в этом мире нет места пустоте и скуки – потому как там кипит жизнь и вершатся судьбы (пусть и воображаемые).

СМЕЩЕНИЯ ПО ВРЕМЕННОЙ ОСИ
Бегство от скуки и пустоты возможно и ПО ВРЕМЕННОЙ ОСИ - в мир ФАНТАЗИЙ и грез, в мир воспоминаний о никогда не бывшем прошлом и томлений по будущему, которое никогда не настанет (ПОЗИТИВНЫЙ ГРАДИЕНТ). Но человека могут занимать и ЗАБОТЫ, и ОЖИДАНИЯ, и СТРАХИ – то есть ФОКУС ЕГО ВНИМАНИЯ будет соскальзывать в неприятное (уже пережитое или ожидаемое) – НЕГАТИВНЫЙ ГРАДИЕНТ.
ОБЛАДАНИЕ КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
В случае рассматриваемой тревоги – ТРЕВОГИ ПУСТОТЫ - обладание выполняет свою прямую функцию, а именно заполнение пустоты тем, что принадлежит человеку, находится в его распоряжении или что он может контролировать. Самое очевидное и элементарное обладание – это обладание объектами материального мир. Окружение себя различными предметами помогает ослабить ощущение непереносимости пространственной пустоты.
Всем нам хорошо известны квартиры, в которых не повернутьася от обилия мебели, в которой стены завешаны картинами и фотографиями, а полочки уставлены вазами, статуэтками (СУБСТАНЦИОНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ - через обладание внешними атрибутами). Я не отрицаю, что функцией фотографий может быть пробуждение воспоминаний, побуждение к диалогам с теми, кого нет рядом. Я не отрицаю и того, что многие предметы удовлетворяют эстэтические потребности человека. Но в целом, согласитесь – каждый предмет заполняет собой пустоту пространства, создавая в человеке иллюзию полноты бытия.Так, те же фотографии населяют пространство помещения ушедшими или недоступными в настоящее время близкими людьми (ОТНОШЕНИЯ).
Иные предметы (радио, телевизор, плееры) могут еще больше способствовать заполнению пространства, воспроизводя музыку, шумы или голоса, транслируя образы и картины – и все это подконтрольно человеку, управляемо лишь одним нажатием кнопки, а то и вовсе программируемо, так что от человека не требуется и усилия для заполнения пространства своего окружения.
В таком мире человек чувствует себя уютно – пустота замещается толпами предметов, образов и звуков. И перестает быть пустотой... Но лишь внешне, пространственно. Ведь мы знаем, что ощущение пустоты мира есть не что иное, как "пустота сердца", то есть пустота внетренняя. А какими предметами ее можно заполнить? Вот и получается, что человек довольствуется лишь иллюзией полноты. Но это полнота не бытия, а всего лишь человеческого окружения.

СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ
Но на помощь приходит другое стремление к обладанию - к обладанию контролем над самим ВРЕМЕНЕМ. Человек "берет" время в свои руки. Он структурирует и организует его плотными графиками, тянущимися порой на многие месяцы, а то и годы вперед. Он заполняет его всевозможными делами (ИНТЕНЦИОНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ).
Как мы узех говорили в главе, описывающей рассматриваемый вид тревоги, „пустоты сердца“ люди в основном принимают за пустоту жизни. Возникающую в этой связи тревогу человек стремится заглушить, заполняя пустоты работой, развлечениями, составлая плотные графики каждодневных дел. Человек получает иллюзорное ощущение контроля над временем, ведь итогом такой кипучей активности является „убийство“ свободного времени, которое (незаполненное ОСМЫСЛЕННЫМИ делами) воспринимается им как непереносимая пустота бытия, в глубинах которого маячит его ПОДЛИННОЕ Я, обращающееся к человеку с мучительными вопросами, что он сделал с собой и что он еще собирается делать.
А что будет итогом времяпрепровождения? Пустота заполнена, время “убито”, причем так, что у человека попросту не остается времени на разговор с самим собой. Благодаря этому, он избегает не только СКУКИ, но и конфронтации с ощущением бессмысленности и никчемности собственной жизни - в том виде, в котором он ее проживает, функционируя, как запрограмированный автомат.
Так, сиюминутная выгода от применения этого рода защиты выливается в долгосрочном плане в отдаление человека от своего ПОДЛИННОГО Я, от решения насущных задач своего СТАНОВЛЕНИЯ. Но проблемы подлинного Я не позволят себя игнорировать, что проявится тревогой, в первую очередь, прорывом ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ВИНЫ.


ИНТЕНЦИОНАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ

„Значительная часть того,
что вам предстоит,
будет востребована скукой“
Иосиф Бродский
Как мы увидим ниже, многое из того, что люди считают основным содержанием своей жизни, является ничем иным, как средством от СКУКИ.
Так, ИГРА нередко выступает как способ преодоления скуки. Человек использует игры (в одиночку, парные и командные) не только, а часто и не столько, для радости и для саморазвития, но и для заполнения и структурирования времени, для отвлечения от тревоги пустоты.
Чрезмерная активность на работе или по дому тоже может отражать лишь стремление убежать от тревоги,заполнить пустоту, а не о том, что человек делает свою жизнь осмысленной с помощью этой активности. Человек часто не является хозяином своего решения делать то-то или то-то. Часто он не получает от этих дел ни малейшего удовольствия, подчиняясь неким приказом (НАДО): на такие виды активности человека как бы что-то "толкает". Можно поэтому говорить о компульсивном, навязчивом характере такой активности.
Мало того, что человек тратит все свои силы на подобного рода работу, он и в "свободное" время не может наслаждаться покоем, потому что пустота давит на него тяжелым грузом. И он погружается снова в компульсивные развлечения, лишь бы убежать от пустоты, скуки и от самого себя.
Заполняя своё время кипучей деятельностью, человек создаёт иллюзию осмысленности. Но даже если деятельность направлена на благое дело (например, уход за больной матерью), в жизни человека, бросающего все свое время на это благое дело, не остаётся времени для самого себя, для анализа своих чувств и потребностей, для размышлений над смыслом собственной жизни. Когда деятельность в силу самых разных обстоятельств становится не нужной, человек оказывается перед вакуумом, потому что он не привык жить для самого себя, не умеет прислушиваться к голосу своих чувств и ЖЕЛАНИЙ, что отражает наличие проблем в ВОЛЕВОЙ сфере человека. Cюда же можно отнести и навязчивое стремление к совершению покупок, к изматывающим прогулкам и бесчисленным путешествиям.

"КОНТРОЛЬ НАД ЖИЗНЬЮ"
Рискованное вождение автомобиля, мотоцикла, самолёта, различные виды экстремального спорта – всё это способно не только заполнять время, покорять протранство и щекотать нервы. Это также попытка спастись от пустоты, заполняя время кипящим адреналином и превращая себя в хозяина положения, ставя текущую ситуацию под КОНТРОЛЬ и упиваясь ощущением своего всемогущества (конечно, не выходящего за пределы данного момента, ограниченного РАМКАМИ СВОБОДЫ и наличием РЕАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ). И, самое главое, такие занятия позволяют на время дать ощущение СМЫСЛА жизни (ср.: СТРЕМЛЕНИЕ К УДОВОЛЬСТВИЮ, СТРЕМЛЕНИЕ К УСПЕХУ).

ЛЮБОПЫТСТВО
К ЛЮБОПЫТСТВУ можно отнести как навязчивое стремление к новым впечатлениям, так и поглощение новой информации - как познавательные процессы, протекающие в модусе обладания. Это могут быть сплетни, обсуждаемые со знакомыми, или новости, черпаемые из газет, радио, телевизора, интернета, описание жизни звезд и знаменитостей, перемывание их косточек.
Также обычное чтение, способное, по словам Иосифа Бродского, отправить человека туда, где он "не бывал вербально / визуально / ментально прежде - нечто, длящееся хотя бы несколько часов", помогает избавиться от скуки и заполнить "пустое" время.
ИГРА
Пожалуй, одним из важнейших способ, к которым прибегает человек, чтобы занять свое время и заполнить пустоту бытия, является ИГРА во всех ее возможных проявлениях. Стоит иметь в виду, что игра может быть как просто времяпрепровождением, так и иметь СМЫСЛ, способствуя СТАНОВЛЕНИЮ человека, помогая ему находить и обкатывать новые жизненные стратегии.

МОТОРНЫЕ РЕАКЦИИ ПРИ ГОСПИТАЛИЗМЕ
Госпитализм - это состояние пациента, хорошо знакомое в основном старым медсестрам и докторам, развивается в результате длительного (месяцами и годами) пребывания в стационаре, особенно при остутствии осмысленной деятельности или хоть какой-то деятельности (например, трудотерапия, эрготерапия). Хроническая незаполненность времени, отстутствие перспектив на будущее, вызывает скуку и хроническое мучительное переживание пустоты. Пациенты при этом склонны к равномерноьг покачиванию туловиша или головы – подобно маятнику. Эти движения как бы символизируют собой само течение времени. Это, на мой взгляд, бессознательная попытка человека чисто механически структурировать свое время.

„ЛЕКАРСТВА“ ОТ СКУКИ
Хочется привести здесь еще один пассаж из выступления Иосифа Бродского, в которым он говорит о том, как человек пытается преодолеть свою пустоту и почему эти способы настолько деструктивны.
"Вам наскучит ваша работа, ваши друзья, ваши супруги, ваши возлюбленные, вид из вашего окна, мебель или обои в вашей комнате, ваши мысли, вы сами. Соответственно, вы попытаетесь найти пути спасения. Кроме приносящих удовлетворение вышеупомянутых игрушек, вы сможете приняться менять места работы, жительства, знакомых, страну, климат; вы можете предаться промискуитету, алкоголю, путешествиям, урокам кулинарии, наркотикам, психоанализу.
Впрочем, вы можете заняться всем этим одновременно; и на время это может помочь.
До того дня, разумеется, когда вы проснетесь в своей спальне среди новой семьи и других обоев, в другом государстве и климате, и обнаруживаете, что вновь приняло столь знакомый облик. В зависимости от вашего темперамента или возраста вы либо запаникуете, либо смиритесь с привычностью этого ощущения; либо вы еще раз пройдете через мороку перемен.
Невроз и депрессия войдут в ваш лексикон; таблетки - в вашу аптечку.
В сущности, нет ничего плохого в том, чтобы превратить жизнь в постоянный поиск альтернатив, чехарду работ, супругов, окружений и т.д., при условии, что вы можете себе позволить алименты и путаницу в воспоминаниях. Это положение, в сущности, было достаточно воспето на экране и в романтической поэзии. Загвоздка, однако, в том, что вскоре этот поиск превращается в основное занятие, и ваша потребность в альтернативе становиться равна ежедневной дозе наркомана".


АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ
Переживание осмысленности жизни - это прямая противоположность страданию от пустоты бытия. Поэтому человеку свойственно искать или изобретать смысл. Нередко этот смысл - искусственный, то, что мы называем СУРРОГАТОМ  СМЫСЛА. Таковы, например, алкоголь, наркотики и тому подобные уловки "изобрести" смысл вместо того, чтобы кропотливо открывать его.
Человек нередко приписывает чрезмерную ЦЕННОСТЬ или несвойственный СМЫСЛ своим активностям и тому, чем он себя окружает (см. ОБЛАДАНИЕ). Чрезмерная активность, нацеленная на достижение УСПЕХА, является также ничем иным, как суррогатом смысла.
Потребление всяческих razvlechenij также сродни чрезмерной активности. Человек не просто убивает время, но и получает ощущение осмысленности своей жизни, приписывая тому, чем он занят, особое значение и ценность. В этом человеку помогают его сознательные механизмы, такие как РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ и ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ.
Любое действие, направленное на "изобретение" смысла подобно потреблению наркотика, поскольку вызывает сильную зависимость от него. Кроме того, требуется постоянное повышение дозы, чтобы добиться привычного эффекта. Человек бежит от самого себя, от своей подлинной жизни в эти суррогаты смысла, убивая время своей жизни. В итоге жизнь вне этих дел теряет для человека свою ценность. Человек не в состоянии РАДОВАТЬСЯ каждому мгновению своей жизни, не воспринимаетт ее как бесценный подарок, за который надо быть безмерно благодарным.
Ясно, что подобные действия способны лишь на короткое время избывать человека от скуки и ощущения пустоты. За каждый "опьянением" приходит синдром отмены - с ломками, новым (еще более мучительным) переживанием пустоты и скуки. Ко всему, присоединятся рано или поздно и другие виды тревоги, важнейшая из которых - переживание ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛЬНОЙ ВИНЫ.


ОТНОШЕНИЯ
Времяпрепровождение совместно с другими людьми притупляет или даже на время усыпляет тревогу пустоты. Болтовня, тусовки, чаты, сплетни, с одной стороны, способствуют удовлетворению ЛЮБОПЫТСТВА или других ПОТРЕБНОСТЕЙ человека (в частности, в признании, защищенности), с другой стороны, попросту заполняют свободное время, убивая его и сокращая тем самым ОЖИДАНИЕ наступления следующего желаемого события или попросту отгоняя СКУКУ. Потому-то людям свойственно расширять свои социальные сети, благо современные средства связи и приборы, которые всегда под рукой, позволяют это делать без особых усилий.
Окружение себя людьми, погружение себя в людскую массу дает ощущение полноты бытия, заполненности времени. Даже если и нет глубоких отношений с окружающими людьми, а то таких отношений и вовсе нет, то даже простая погруженность человека в людскую массу, в водоворот жизни, способно победить на какое-то время его СКУКУ. Недаром люди так охотно любят "прошвырнуться" по магазинам, посидеть среди других людей в кафешках, на сквере или просто шататься по улицам. Интересная иллюстрация тому - ЧЕЛОВЕК ТОЛПЫ Эдгара По.
Уход в семейную жизнь, посвящение себя полностью семье могут отражать не столько ЛЮБОВЬ, сколько стремление избавиться от ощущения пустоты. Здесь налицо не столько отношения, сколько безудержная активность на семейном поприще, принесение себя в жертву партнеру и детям. То есть, в подобных случаях имеет смысл говорить не об отношениях как таковых, а об ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТИ в межчеловеческих отношениях (то есть о неких мотивах и целях, прикрываемых отношениями).
Сюда же можно отнести и отношения, направленные (в большинстве бессознательно) на использование другого человека как заполнителя собственного экзистенциального вакуума. Человек, не знающий своих чувств, не умеющий определиться со своими ЖЕЛАНИЯМИ, превращается в некое безвольное существо, неспособное к активным и самостоятельным поступкам. Отсюда - ощущение страшной пустоты собственного бытия, страх перед бездной времени, превращающейся в тяжкую ношу, вместо того, чтобы служить важнейшим ресурсом для ОСМЫСЛЕННОГО проживания человеком своей жизни и для его собственного СТАНОВЛЕНИЯ. Такой человек нуждается поэтому для заполнения "пустого" времени в другом человеке. Паразитируя на его желаниях, можно длительное время заполнять время скуки. Кроме того, этот ДРУГОЙ заполняет собою чисто физически пространство пустоты, окружающее человека, страдающего от тревоги пустоты. Ясно, что такие отношения могут иметь весьма печальный исход, если партнер поймет, что его попросту используют, взбрыкнет и перестанет выполнять миссию защитника.
Болельщики на спортивных мерприятиях убивают сразу нескольких зайцев: и пребывание среди людей, и укрепление собственной ИДЕНТИЧНОСТИ (как члена некой группы "своих"), и заполнение времени для бегства от ощущения пустоты и никчемности своего бытия.
Еще один аспект коллективности выражается в увлеченности общественно-политической деятельностью.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИЛИ ОБЩЕСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОТ СКУКИ
„Что касается бедности,
скука - самая жестокая часть ее несчастий“
Иосиф Бродский
Люди, не находящие себе себе ОСМЫСЛЕННЫЕ занятия (по своим ИНТЕРЕСАМ и в соответствии со своими ЦЕННОСТЯМИ), способствующее полноценнону проживанию бытия, сталкиваются со СКУКОЙ. Это чувство будет усиливать эмоции, вызываемые переживанием других видов тревоги (например, ОБИДА, как проясвление ТРЕВОГИ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ или НЕТЕРПИМОСТЬ, как проявление ТРЕВОГИ ПОТЕРИ ИДЕНТИЧНОСТИ). Особенно выраженными такие обиды в премежку со скукой будут проявляться у людей, принадлежащих к нижним слоям общества, ощущающим свою бедность и неполноценность и не имеющих материальной возможности повысить свою самооценку за счет внешних атрибутов, как это могут позволить себе люди богатые.
При таком сочетании „негатива“, который имеет тенденцию накапливаться и нарастать, человек будет готов к тому, чтобы занять себя такими видами активности, которые будут одним выстрелом убивать всех зайцев. Такие люди становятся легкой добычей формальных или неформальных партий и группировок, которые нуждаются в „пушечном мясе“ для достижения своих неблаговидных целей. Таковы, например, различные уличные банды или группировки, участие в которых дает людям возможность излить свои обиды, ненависть, неприятие ненавистных других. Вспомним стихийные (хотя, скорее всего, неплохо организованные или инспириованные) шодки, выливающиеся в погромы (будь то еврейские погромы в прежние времена или погромы на рынках, где торгуют „кавказцы“, борьба с гастарбайтерами, с приезжими).
Участие в организованных движениях, поддерживающих в той или иной форме нетерпимость, также не дают соскучиться. Время будет под завязку занято встречами, митингами, диспутами, шествиями, пикетами, демонстрациями. К слову, любое движение, которое делает акцент на понятиях „наши“ или „свои“, непременно подразумевает, что есть „другие“, от которых надо бы отмежеваться и которым надо показать, на чьей стороне правда.
Во времена тоталитаризма скука еще больше отодвигается на задний план. „Активные“ апологеты своего вождя отличаются сознанием, суженным на достижении поставленных целей (см. БОЛЬШАЯ ГРУППА И ЕЕ ВОЖДЬ). В такие времена ФАСИЛИТАЦИИ ЗЛА людям дается отмашка: „вы можете дать волю своей ненависти и быть беспощадны к нашим врагам“. И время людей заполняется ВООДУШЕВЛЯЮЩИМ единением с другими (с единомышленниками) и горячим заклеймлением (если не преследованием, даже уничтожением) врагов, дающим ощущение ОСМЫСЛЕННОСТИ существования.
В целом, по словам Иосифа Бродского, бегство от скуки у людей из бедных слоев общества „принимает более радикальные формы: бурного восстания или наркомании“. О всякого рода зависимостях как средстве от тревоги мы поговорим чуть ниже.
КОМПУЛЬСИВНЫЙ СЕКС
О роли компульсивного секса мы уже говорили в разделах, посвяшенных ТРЕВОГЕ СМЕРТИ и ТРЕВОГЕ ПРЕДЕЛЬНОГО ОДИНОЧЕСТВА. Тревога пустоты не является исключением - скука может способствовать разжиганию сексуальности. При этом, конечно, сексуальность не направлена на другого человека, точнее, человек не видит в лругом человеке личности, а воспринимает другого лишь как объект сексуальных потребностей. Сексуальность превращается лишь в орудие борьбы с незаполненным временем, вызывающим ужас пустоты бытия. В результате - обесценивание межчеловеческих отношений. Сексуальность становится при этом СУРРОГАТОМ СМЫСЛА.
Согласно Франклу, „нормальное сексуальное развитие и созревание человека заключается в возрастающей интеграции сексуальности в целостную структуру его личности. Любая изоляция сексуальности, напротив, противоречит интегративным тенденциям и тем самым поддерживает невротизирующие тенденции. Дезинтеграция сексуальности, вырывание ее из контекста личностных и межличностных внесексуальных отношений означает, говоря одним словом, РЕГРЕСС“. Об этом мы поговорим несколько подробнее в разделе, посвященном ЛЮБВИ.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-СОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ
Здесь мне бы хотелось упомянуть лишь один важный способ защиты от тревоги пустоты, связанный с человеческим воображением, а именно то, что можно назвать "играми разума". ИГРА воображения может заполнить все помыслы человека, занять все время его бодрствования. Я имею в виду ФАНТАЗИИ, в которых человек уносится в волшебные страны, обретает сказочные свойства и возможности. В отличие от МЕЧТЫ, фантазии не приводят к мотивированному прорыву в будущее, то есть к какому-либо осмысленному действию. С человеком, погруженным в фантазии, не происходит подчас просто ничего. Поэтому фантазии недаром зовутся снами наяву.