"Слово и дело"
"Если слово - то же оружие,
то молчание - то же слово..."
Галина Крылова
Значения и смыслы, приписываемые любому слову разными людьми – и даже одним и тем же человеком в различных ситуациях и контекстах – могут очень существенно различаться, причем это касается любого слова (см. МНОГОФАСЕТОЧНОСТЬ СЛОВА).
Например, слово стол может для одного значить замызганный кухонный столик, за котором семья проводит свои трапезы, для другого дубовый массивный стол, за которым сиживало немало поколений его семьи. Кто-то в определенном контексте представит стол переговоров или письменный стол, кто-то операционный стол. В общем, название любого предмета, любого явления вызывает у разных людей (и у одного и того же человека в разных контекстах) различные ассоциации и представления – от простых “картинок” до целых сцен.
Эти образы и сцены – будучи заряжены определенными эмоциями (которые, зачастую, человек и не осознает) – запускают каскад дальнейших ассоциаций, эмоций, мыслей. В результате могут возникать различные желания, осознаваться потребности, проявляться мотивации, что может иметь результатом действие (дело или высказывание).
Конечно, не всякое слово или понятие может вызвать значительные эмоциональные или поведенческие реакции. Особенно это будет иметь место с такими словами и понятиями, которые имеют чрезвычайную значимость для человека. Таковы, в частности, слова, которые имеют значение для ИДЕНТИЧНОСТИ (“народ”, “духовность”, “родина”, “честь” и подобные им) или такие сверхценные для любого человека слова как “любовь” или “дружба”.
Сила воздействия слова на человека зависит от того значения, который человек этому слову приписывает (конечно, бессознательно). Но, в любом случае, слова, вызывают внутрипсихические движения большей или меньшей интенсивности. Эти движения вносят свой вклад в каскады и потоки эмоций и ассоциаций, - того, что составляет внутренние обстоятельства ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ человека. Текущая ситуация будет, в свою очередь, оказывать влияние на восприятие человеком того или иного слова и того, какое значение он ему будет приписывать в новом уже контексте. Иные контексты приводят к переоценке человеком этих значений, а другие, напротив, приводят в состояние резонанса эмоции, вызываемые данным словом.
На основе ПРИЧИННОСТИ и СИНЕРГИИ (мы рассматривали ее в разделе о СУДЬБЕ, а также в статье ДУША И ХАОС) слова вызывают “возмущения” (флуктуации), которые, накладываясь друг на друга, подобно кругам на воде, могут усиливать или ослаблять друг друга. Рано или поздно результирующее “возмущение” может стать настолько сильным, что оно будет побуждать человека к действию – к поступку или к высказыванию…
Будет или не будет это действие импульсивным или контролируемым, зависит от человека. В любом случае человек имеет возможность сделать усилие, чтобы чуть притормозить реализацию этого действия, осознать его необходимость и последствия, как и сущность и причины тех импульсов, которые толкают его изнутри, чтобы включить свою ВОЛЮ и стать автором своего поступка и хозяином своей судьбы.
***
В процессе любого общения (особенно стоит упомянуть общение манипулятивное) человек пытается своим словом вызвать в другом желаемую реакцию. Определенные слова будет оказывать на собеседника воздействие, которое мы коротко описали выше. Интенсивность и направление реакции собеседника будет зависеть от того, подберет ли говорящий правильное слово, которое нажмет на "нужную кнопку" и затронет струны души слушающего.
Молчание может иметь в таком общении не меньшее, а порой даже большее значение, чем тысячи произнесенных слов. Иного собеседника можно просто подавить и деморализовать молчанием, отказом от общения - и, тем самым, сделать его податливым и послушным, заставить потом выполнять любые требования.
***
Пропаганда и агитация, а также рекламная деятельность, стоят на этом же (манипулятивном) полюсе общения. Слова и понятия, которые несут мощный эмоциональный заряд, обрушиваются на массового слушателя, буквально переворачивая все в его душе и склоняя к действиям, которые нужны авторам этих сообщений. Насколько прилипчивы эти сообщения, легко судить по тому, как дети, наслушавшись рекламы, повторяют ее формулировки в играх и общении друг с другом.
Коротко упомяну негативные последствия пропаганды, которая укрепляет ИДЕНТИЧНОСТЬ и САМООЦЕНКУ "своих" за счет унижения, осмеяния или ошельмования "врагов" (таковы "фашисты", "укропы", "бандеровцы", "пятая колонна", "иностранные агенты", "гейропа" и многие другие). Ненависть, порождаемая в отношение определенных категорий лиц или целых стран и народов, имеет тенденцию разрастаться, снижая порог агрессивности и порождая в определенных условиях всплески насилия.
Современные технологии уже в состоянии четко и расчетливо вызывать в массовом сознании необходимые изменения. Особенно опасны так называемые мемы (короткие, но очень емкие визуальные или словесные формулы), которые, словно чипы, встраиваются в человеческий разум и "перепрограммируют" и мысли, и (как следствие) поступки человека. Эти простые, но очень действенные фразы или картинки способны, как вирусы, распространяться от человека к человеку, буквально "заражая" огромные массы людей.
Человек начинает думать этими формулами - ведь они так просты и понятны, они так легко объясняют мир и различные ситуации. Поэтому неудивительно, что принимаемые человеком решения (вроде бы самостоятельные и осознанные) будут определяться именно мемами, то есть выборы человека будут как бы запрограммированы ими.
Насколько легко мем встраивается в разум, настолько трудно его оттуда убрать. Поэтому жертвы массированной пропаганды и рекламы встречаются и годы спустя после окончания кампаний.
***
Один из интересных механизмов изменения значения того или иного понятия в общественном сознании описал Джозеф Овертон. С помощью различных коммуникационных технологий достигается постепенное изменение восприятия какого-либо явления от отвратительного, запрещенного, недопустимого и невозможного до приемлемого, желательного, разрешенного и возможного (см. ОКНА ОВЕРТОНА). При этом данное явление (описываемое определенными словами) вызывает у человека на разных стадиях подобной трансформации изменения эмоционального отношения в силу изменения для него своей значимости.
Так, например, слово "убийство", изначально может вызывать в человеке негодование и неприятие как некое абсолютное зло. Следующим этапом может стать принципиальная допустимость убийства - например в отношение опасных преступников (казнь).
Далее следует череда трансформаций отношения к этому страшному слову, результатом чего становится расширения перечня лиц (или даже категорий лиц) которых можно или даже нужно убивать - например, на войне. Они враги - значит "ату их!". Телевизоры и прочие массмедиа подливают масло в огонь, изображая этих "врагов" в черных красках, показывая их "злодеяния" (нередко постановочные), с упоением рассказывая о победах над ними (см. БОЛЬШАЯ ГРУППА И ЕЕ ВОЖДЬ).
Потом может возникнуть желание и самому поучаствовать в расправе над каким-нибудь злодеем (в его роли может быть "педофил", "инородец" - да кто угодно, лишь бы его название вызывало в душе бурю негативных и разрушительных эмоций). Убийство становится уже желательным и даже привлекательным действием. Человек может быть готов взять в руки оружие и пойти бить "врагов".