quote Посредством рефлексии и всего, что сопряжено с нею, в человеке из тех же самых
элементов наслаждения и страдания, которые общи ему и животному, развивается
такой подъем ощущения своего счастия и несчастия, который может повести
к моментальному, иногда даже смертельному восторгу или также
к отчаянному самоубийству
Артур Шопенгауэр

Любовь как ценность и смысл

ЦЕННОСТИ ЛЮБОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Что есть ЦЕННОСТЬ для человека, который считает, что он любит?  В принципе, ценным можно считать то, что человек описывает для себя как важный атрибут или как желанная цель отношений с партнером.

Эрих Фромм так описывает проблемы ценностной ориентации современного человека:

„Современный человек отчужден от себя, от своих ближних, от природы. Он превращен в товар, свои жизненные силы он воспринимает как инвестицию, которая должна приносить ему прибыль, максимально возможную при существующих рыночных условиях.

Человеческие отношения, в сущности, являются взаимодействием отчужденных автоматов, каждый из которых основывает свою безопасность на том, чтобы держаться в стаде теснее и не отличаться от других в мысли, чувстве или действии. Хотя каждый старается быть как можно ближе к остальным, он остается крайне одиноким, проникнутым чувством опасности, тревоги и вины, которое всегда появляется там, где человеческая изолированность не может быть преодолена.

Одна из самых значительных целей в любви и особенно в браках с их отчужденной структурой – это достижение "слаженности". При таком понимании любви и брака подчеркивается их ценность как убежища, спасающего от непереносимого чувства ОДИНОЧЕСТВА. Создается союз двоих против мира, и этот эгоизм вдвоем ошибочно принимается за любовь и близость“.

Так что ценностью любовных отношений можно назвать (с этой прагматической точки зрения) то, что „вдвоем вдвойне веселей“, или вдвойне легче переносить тяготы жизни.

По словам Карен Хорни, „потребность в привязанности, в человеческом тепле и близости – могущественный побудитель для развития качеств, которые делают нас милыми и приятными. Чувство, что тебя любят – и даже более – что тебя можно любить, возможно, одна из величайших ценностей в жизни. И напротив, чувство, что тебя нельзя полюбить, может быть источником глубокого страдания“.

Таким образом, ценностью любви является ПРИНЯТИЕ И ПРИЗНАНИЕ.

Можно с уверенностью утверждать, что все рассматриваемые в том разделе аспекты любви являются (или могут быть, стать) ценностями для того или иного человека – в зависимости от его жизненных установок на данный момент времени. И, в зависимости от того, какой аспект любви является для человека наиболее ценным, он будет в своих любовных отношениях делать акцент именно на этом аспекте любви, что, конечно, будет находить свое отражение в его поведении, в его высказываниях и в самом характере взаимоотношений с партнером. Чрезмерное ценностное отношение к тому или иному аспекту любви может носить характер СВЕРХЦЕННОЙ ИДЕИ.

ИСТИНННАЯ ЛЮБОВЬ, помогающая обоим партнерам любовных отношений расти и совершенствовать свои лучшие качества, сама по себе является высшей, БОЖЕСТВЕННОЙ ЦЕННОСТЬЮ.


ЦЕННОСТЬ ДРУГОГО

Восприятие ценности партнера как “товара” накладывает отпечаток потребительства на отношения с ним, что подробнее описано нами в статье „ЭКОНОМИКА ОТНОШЕНИЯ“.

Другой аспект переживания особой ценности другого описан с статье “ЛЮБОВЬ И ИДЕАЛИЗАЦИЯ”.

ИСТИННАЯ ЛЮБОВЬ видит в другом человеке ценность безусловную. Он ценен сам по себе, как уникальная личность. Именно это делает другого незаменимым в отношениях любви.


ЦЕННОСТЬ САМОГО СЕБЯ

Любовь раскрывает человеку глаза на ценность собственный жизни и собственной личности. Эти ценности могут играть существенную роль в формировании ИДЕНТИЧНОСТИ человека. Мы подробнее рассмотрим это в статье, посвященной аспекту САМОУВАЖЕНИЯ И САМОУТВЕРЖДЕНИЯ в любовных отношениях.


ОБРЕТЕНИЕ СМЫСЛОВ

В отношениях пары различные аспекты любви могут давать партнерам уверенность в том, что “ради этого стоит жить”. Любовь в состоянии дарить людям массу приятных моментов, которые и наполняют их жизнь ощущением осмысленности. Однако я хочу подчеркнуть, что культивирование отношений в МОДУСЕ ОБЛАДАНИЯ порождает лишь то, что я называю СУРРОГАТАМИ СМЫСЛА.

ИСТИНННАЯ ЛЮБОВЬ как нескончаемый процесс взаимного ПОСТИЖЕНИЯ, глубокого ДИАЛОГА является высшим СМЫСЛОМ, поскольку наполняет собой, по сути, все стороны жизни двух людей.


ЛЮБОВЬ И СУРРОГАТЫ СМЫСЛА

СТРЕМЛЕНИЕ К ЛЮБВИ можно приравнять к ПОГОНЕ ЗА СЧАСТЬЕМ и отнести к категории „СУРРОГАТОВ СМЫСЛА“.

По мнению Эриха Фромма, людям свойственно мнение, что им не надо делать никаких усилий в любви . Они думают, "что любить просто, а вот найти подлинный объект любви или оказаться любимым этим объектом – трудно“. Отсюда, утверждает Фромм, мы имеем дело с  отношением к любви как к удаче, которое „зиждется на той точке зрения, что это проблема объекта, а не проблема способности“.

Одним из результатов такой УБЕЖДЕННОСТИ может быть пассивность. Человек ждет своего суженого, который ему „обязана“ преподнести СУДЬБА (истолковываемая им как предопределенность). Человек, тем самым, снимает с себя всякую ответственность за налаживание и выстраивание отношений.

Другим перегибом будет безудержное и любой ценой стремление найти нужный объект любви. Этот поиск и просеивание кандидатов может объяснять (по меньшей мере, частично) неразборчивость в любовных отношениях и частую смену партнеров. Человек, надеясь на успех, ищет то что ему надо – при этом не зная, что же он, в сущности, ищет. Но, как мы знаем, СТРЕМЛЕНИЕ К УСПЕХУ является одним из СУРРОГАТОВ СМЫСЛА. Сам поиск суженого, с которым должно быть „гарантировано“ счастье, заполняет собой всю жинь человека (см., в частности, КОМПУЛЬСИВНЫЙ СЕКС).

СВЕРХЦЕННАЯ ИДЕЯ является еще одним суррогатом смысла. Такая идея (например, построение идеальной семьи) может зажигать человека, вселять в него мощную энергию, подвигать его на соответствующие этой идее поступки. В то же время, такая идея „замыливает“ человеку глаза, в результате чего он перестает адекватно воспринимать РЕАЛЬНОСТЬ, находится в плену ЖЕЛАЮЩЕГО МЫШЛЕНИЯ. Если же его попытки не увенчиваются успехом, то он (сталкиваясь с ТРЕВОГОЙ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ) склонен обвинять в неудачах и СУДЬБУ, и своего партнера, и других людей и весь мир.