quote Мы никогда не являемся просто пассивными жертвами автоматического
воздействия прошлого. Значимость детерминистических событий
прошлого определяется настоящим и будущим
Ролло Мэй

Коммуникация и фундаментальные решения

Мы рассмотрим здесь, как то или иное ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ влияет на коммуникацию между людьми.

 

КОММУНИКАЦИЯ И ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ в общении определяет целеполагание – то, для чего человек вступает в контакт с другим, что он хочет достичь своим сообщением. Так, человек может вступать в контакт с другим человекам (или с группами людей) для того, чтобы с их помощью обеспечить реализацию своих планов и достижение целей. Задачей коммуникации в этом случае будет реализация человеком своих МОТИВОВ с помощью других людей (см. МОТИВЫ СООБЩЕНИЯ).

При этом человеком могут двигать скрытые мотивы, подсознательные стремления, импульсы и желания. То есть человек может не осознавать или бе до конца осознавать, что он хочет от другого и зачем он к нему обращается именно таким образом. Однако осознанные (или более или менне осознанные) НАМЕРЕНИЯ человека в его общении с другими людьми могут служить критерием того, преследует человек ЗЛО или ДОБРО, вступая в коммуникацию с другими (см. также ОБЩЕНИЕ ДЕЙСТВИЕМ).

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ служит познанию нового, познанию другого и познание самого себя в отношениях. Коммуникация, оснбованная на любознательности, содействует СТАНОВЛЕНИЮ человека, налаживанию ДИАЛОГОВЫХ отношений и проявлению истинной ЛЮБВИ.

Коммуникация в состоянии избавлить человека от тревоги и страхов (или, по меньшей мере, существенно уменьшить их остроту). Это достигается и самим фактом общения (когда ФОКУС ВНИМАНИЯ человека концентрируется на том, что происходит непосредственно в ФОКУСЕ БЫТИЯ – то есть на сам процесс общения), и теми содержаниями, которыми обмениваютса люди в процессе общения. Так, человек благодаря общению в состоянии увидеть РЕАЛЬНОСТЬ с новой перспективы, определить для себя эффективные стратегии совладания с тревогой, изменить масштаб своего восприятия страхов. То есть уже не будут „у страха гказа велики“ – страшное оказывается не таким уж и страшным или вовсе перестает воисприниматься как угроза.

Наконец, общение может слузить цели избавления от СКУКИ как проявления ТРЕВОГИ ПУСТОТЫ. Пустая болтовня может становиться времяпрепровождением, способом „убийства“ свободного времени, средством заполнения пустоты. ЛЮБОПЫТСТВО служит примерно таким же целям. Надо напомнить, что и пустая болтовня, и стр3емление к утолению любопытства могут перерасти в ЗЛОЯЗЫЧИЕ, когда человек укрепляет свою САМООЦЕНКУ, тешит свое ТЩЕСЛАВИЕ и утоляет свои ОБИДЫ, говоря плохо о других людях.

КОММУНИКАЦИЯ И АКСИОЛОГИЧСЕКОЕ РЕШЕНИЕ

В процессе общения с другими людьми человек тем или иным способом, но всегда (безо всякого исключения) демонстрирует им свои ЦЕННОСТИ. А если надо, то он утверждает  и отстаивает их перед лицом тех, кто пытается эти ценности игнорировать.

Одновременно человек познает ценности другого, учится их принимать и уважать. Если же человек относится к другому не как к личности, а как к вещи (что имеет место довольно часто), то он может предпринимать попытки насаждения своих ценностей вовне. Порой это может приобретать весьма агрессивные формы. Это похоже на одну старую шутку: „они так боролись за мир, что в мире не осталось камня на камне“.

На уровень и качество коммуникации оказывает влияние то, на какие ценности опирается человек. Опора на „ЦЕННОСТИ БОЖЕСТВЕННЫЕ“ способствуют тому, что человек будет относиться к другому, как к самому себе, не делать и не желать другому того, что не хотел бы испытать сам. Такое отношение утверждает ПРИНЦИПЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ. Другие люди будут при этом учиться хорошему, что может способствовать формированию у них подобных ценностей.

ЦЕННОСТИ ОТ ЛУКАВОГО“, напротив, делают отношения ареной борьбы и обмана.Человек будет добиваться достижения собственных целей любой ценой. Другой человек будет лишь средством и инструментом для этого. А общение будет использоваться для сокрытия человеком своих неблаговиднах мотивов, для МАНИПУЛИРОВАНИЯ другими людьми.

В процессе общения с другими людьми человек ракрывает и утверждает СМЫСЛЫ как текущих ситуаций, так и смысл всей своей жизни. Важно помнить о том, что ДИАЛОГ с другими, с миром и с самим собой является основой раскрытия смыслов (см. СМЫСЛ КАК ДИАЛОГ).

Погоня за „СУРООГАТАМИ СМЫСЛА“ также непременно проявится в межцеловеческом общении, определяя и его содержательную составляющую, и форму общения. Хотя далеко не всегда человек позволит себе открыто говорить с другим о своих стремлениях. Но даже сокрытие этих тем будет влиять на коммуникацию, потому что будет делать ее неполной, как бы выхолощенной (ведь человек замалчивает нечто для себя важное). Зато стремление к томи или иному „суррогату смысла“ всегда будет заставлять человека использовать коммуникацию как инструмент для реализации этих стремлений – часто скрываемых или даже не осознаваемых самим человеком.

Стоит подчеркнуть, что и в коммуникации мерилом соответствия всех поступков и слов человека его ценностям будет выступать СОВЕСТЬ. Если человек хочет идти по пути СТАНОВЛЕНИЯ, то он не может игнорировать голос своей совести, которай будет предупреждать его о возможном отклонении от того, что для него ценно и важно.

КОММУНИКАЦИЯ И СУБСТАНЦИОНАЛЬНОСТЬ

Человек чувствует себя спокойнее и увереннее, если он укрепляет свою „сущностную“ основу, свою СУБСТАНЦИОНАЛЬНОСТЬ.

Так, определяясь с определенными ёюдьми или определенным образом, человек может повышать свою САМООЦЕНКУ. Важно только, каким способом он этого достигает – за счет унижения других или не обижая их. Хотя возможно повышение самооценки и другим путем – изображая из себя само смирение, подстраиваясь под ругого человека, прогибаясь сознательно под него, а в душе его кляня и ругая. Человек будет гордитьСя своей хотростью, своим талантом скрывать истинные чувства и добиваться своего, будучи внешне смиренным и преданным.

Коммуникация с другими людьми - также хороший способ, позволяющий человеку потешить свою ГОРДЫНЮ. Требования ИДЕАЛЬНОГО Я легко реализуются в межчеловеческих отношениях. Каким образом человек может добиться этого, зависит от хатактера этих требований и от содержания его гордыни – например, быть самым умным, самым хитрым, самым красивым, самым смелым или самым скромным…

Укрепить свою ИДЕНТИЧНОСТЬ или предотвратить те или иные угрозы в отношение нее – еще одна важная задача, которую человек решает, в частности, и через общение с другими людьми. Так, сам факт общения с некоторыми людьми может становиться важной частью идентичности человека. Общение с людьми, которые могут угрожать идентичности, может проявляться целым спектром вариантов – от осторожности и страха до недружелюбия и агрессивности.

Подобные вещи мы наблюдаем, в частности, в общении друг с другом „идейных“ врагов. Хотя общение может быть внешне и довольно дипломатичным, нередки подводные камни – и противники бывают готовы при удобном случае уязвить другого (конечно, по возможности наиболее безопасным для себя способом). Со своими единомышленниками люди находят общий язык, обсуждая и заклеймляя общих „врагов“, испытывая при этом особое ВООДУШЕВЛЕНИЕ. Важным средством коммуникации является передача друг другу МЕМОВ, которые способны быстро и эмоционально заряженно передавать другим мысли и переживания человека, которые он считает своими „собственными“, но которые, на самом деле, вызваны этим самым мемом, заражающим людей и передающимся от человека к человеку, подобно вирусам.

Стремление к укреплению внешней субстанциональности может выражаться в том, что человек стремится заручиться поддержкой со стороны другого, заполучить его себе в качестве опоры или как источник для восполнения дефицитов. В любом случае, подобный подход направлен на укрепление человеком своего имения и осущетсвляется в МОДУСЕ ОБЛАДАНИЯ. А стремление к обладанию потому так распространено, что оно является УНИВЕРСАЛьНОЙ ЗАЩИТОЙ от тревоги.

В коммуникации это стремление будет проявляться целым спектром МАНИПУЛЯТИВНЫХ стратегий – от „мертвой хватки“ до „военной хитрости“. В любом случае, ДИАЛОГ при этом будет невозможен, потому что другой человек будет восприниматься не как личность, а лишь как вещь или как инструмент.

КОММУНИКАЦИЯ И ОТНОШЕНИЯ

Коммуникация служит цели налаживания и укрепления контактов между людьми, а также является одним из важнейших (если не единственным) методом оказания влияния на людей. Ведь коммуникация может быть как прямой (непосредственный контакт), так и непрямой. При последней сообщение передается с помощью неких промежуточных средств (будь то письмо, слухи, радио- или телелеобращения), которые имеют целью изменить как отношение человека (или больших масс людей) к тому или иному событию, явлению, так и побудить людей действовать в желательном направлении.

СТРАХ ПОТЕРИ другого может вызывать фильтрование информации, чтобы не вызвать обиды с его стороны и ухудшения отношений. Отсюда – замалчивание той или иной информации, полуправда (чаще не до конца осознаваемое сокрытие части информации) или даже прямая ЛОЖЬ, которая, будучи НАМЕРЕННОЙ, служит цели МАНИПУЛИРОВАНИЯ другим человеком.

Как известно, замалчивание или избегание важных тем в обшении между людьми постепенно выхолащивает содержание их обшения и превращает его в пустую формальность. Отношениям при этом часто приходит конец (они, конечно, формально могут и продолжаться, но это будет уже не ДИАЛОГ, а чистая ЭКОНОМИКА).

Только истинная ЛЮБОВЬ делает возможным ДИАЛОГ между людьми, когда каждый из партнеров бесконечно ПОСТИГАЕТ другого, раскрывая и в нем, и в себе самом все новые стороны. Лишь диалог способствует взаимному РОСТУ двух людей и СТАНОВЛЕНИЮ каждого из них.

КОММУНИКАЦИЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ

Коммуникация направлена на ВЗАИМОПОНИМАНИЕ двух людей, которое невозможно без участия разума, то есть ИНТЕЛЛЕКТА. В ходе коммуникации разум разум двух людей проникает в бытийную сущность друг друга. Тем самым обеспечивается ПОСТИЖЕНИЕ людьми друг друга.

Это постижение превращает каждого из участников коммуникации из некоего закрытого и неуловимого мира в РЕАЛЬНОСТЬ для другого. Без коммуникации, считает Карл Ясперс, невозможно существование человека: "Мы суть то, что мы суть, только благодаря общности взаимного сознательного ПОНИМАНИЯ. Не может существовать человек, который был бы человеком сам по себе, просто как отдельный индивид".

Более того, в процессе коммуникации человек открывает для себя и свою собственную СУЩНОСТЬ (подчеркну особо: бытийную сущность). Стараясь сделать себя понятным другому, человек начинает лучше понимать и самого себя. Задачей интеллекта, таким образом, является понимание человеком СВОЕГО МИРА и себя в нем, чтобы суметь адаптироваться к ВНЕШНЕЙ РЕАЛЬНОСТИ, в которой находится и он сам, и другие люди.

Конечная цель интеллекта – это обеспечение ВОЛЕВОЙ сферы человека необходимыми инструментариями для эффективного осуществления ОТВЕТСТВЕННОЙ, целенаправленной и СВОБОДНОЙ деятельности по изменению реальности в направление ОБРАЗА БУДУЩЕГО, тем самым, способствуя ПРОЦЕССУ СТАНОВЛЕНИЯ.

Как я уже не раз подчеркивал, ПОНИМАНИЕ возможно лишь в определенном приближении. Поэтому лучше говорить о процессе ПОСТИЖЕНИЯ человеком мира, других людей и самого себя. Этот процесс означает открытие все новых граней, которые будут способствовать более полной и приближающейся к объективной КАРТИНЕ МИРА.

Процесс постижения человеком своей ВНЕШНЕЙ РЕАЛЬНОСТИ и конкретной СИТУАЦИИ можно рассматривать как некий рассказ человека о себе в своем мире (нарративный подход). Описание мира и себя в нем находится в критической зависимости от выбора человеком слов и ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКТОВ. Так можно описать ситуацию пессимистически и депрессивно или оптимистически. Ясно, что первый подио будет оказывать негативное влияние на волевую сферу человека, а торо, напротив, будет спсобствовать повышению мотивации.

Важной составляющей „рассказа“ о действительности является также то, что рассказывают об этом другие люди, и то, как человек представляет себе эти рассказы, что (как он предполагает) может содержатьСя в этих рассказах.

Также дело обстоит и с ИДЕНТИЧНОСТЬЮ. Ее можно рассматривать как представление человека (в форме некоего рассказа, повествования) о себе самом, о своей СУЩНОСТИ, а также как „рассказов“ о нем других людей.

Другой задачей интеллекта является объяснить себе и другому то, что человек понял (или постиг), и донести до другого то, что он хочет ему сказать. Сложнейшим вызовом здесь будет “упаковать” свое сообщение в нужные слова, причем таким образом, чтобы в коммуникации возникло ВЗАИМОПОНИМАНИЕ. Для этого от интеллекта требуется учитывать МНОГОФАСЕТОЧНОСТЬ слов и понятий – иначе “мысль изреченная” так и останется ложью (то есть не будет в достаточной мере понятна и говорящему, и слушающему).

Такая ложь, конечно, не является ЛОЖЬЮ в том понимании, которое мы вкладываем в это слово. Лучше стоит говорить о том, что один человек не в состоянии адекватно передать другому свою мысль, а другой человек оказывается не в состоянии адекватно воспринять то, что другой хотел ему сказать. Главное в честном общении – это стремление человека сказать ПРАВДУ и быть понятым (насколько это вообще возможно).

Важным критерием лжи является осознанное и НАМЕРЕННОЕ сокрытие или искажение информации с целью получения для себя каких-то преимуществ. В отношениях это значит попирание ПРИНЦИПОВ СПРАВЕДЛИВОСТИ и попытку МАНИПУЛИРОВАНИЯ.

О том, как вляют на взаимоотношения и общение Интеллектуальные защиты (ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ или МОРАЛИЗАЦИЯ) мы говорили в статье “ОТНОШЕНИЯ И ЗАЩИТЫ”. Стоит подчеркнуть роль этих защит в "успокоении" СОВЕСТИ. Человек гытается объяснить себе и другим, что он не ВИНОВАТ, тем самым снимая с себя всякую ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за содеянное. Более того, и вина, и ответственность могут быть переложены на другого.